сложное предложение — это предложение с несколькими (двумя и более) предикативными основами, то есть предложение, состоящее из двух (или более) простых предложений, между которыми устанавливаются определенные смысловые отношения, формально выражаемые при грамматических средств (союзов, союзных слов и интонации). структура сложного предложения характеризуется двумя важными признаками: • каждая из частей сложного предложения строится по схеме простого предложения и имеет свою грамматическую (предикативную) основу и второстепенные члены предложения; • части сложного предложения объединены не механически, а образуют структурно-семантическое целое, то есть они связаны по смыслу и формально. части сложного предложения могут быть логически (по смыслу) равноправными или неравноправными. в зависимости от этого сложные предложения бывают сложносочиненными или сложноподчиненными: • если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, являются логически и формально равноправными, то они соединяются сочинительной связью, а сложное предложение называется сложносочиненным (см. сложносочиненное предложение). • если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, логически и формально неравноправны, то есть выделяется главная и зависимая часть, то они соединяются подчинительной связью, а сложное предложение называется сложноподчиненным (см. сложноподчиненное предложение). в зависимости от смысловых отношений между главным и придаточным предложением определяются различные типы придаточных, что является основой классификации сложноподчиненных предложений (см. придаточное предложение). в сложном предложении могут использоваться различные формальные средства связи между частями сложного предложения: • если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют союзы или союзные слова, то они называются союзными предложениями (см. союзные предложения). • если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют интонацию и порядок следования частей сложного предложения, то есть обходятся без специальных служебных слов, то они называются бессоюзными предложениями (см. бессоюзные предложения).
сложное предложение — это предложение с несколькими (двумя и более) предикативными основами, то есть предложение, состоящее из двух (или более) простых предложений, между которыми устанавливаются определенные смысловые отношения, формально выражаемые при грамматических средств (союзов, союзных слов и интонации). структура сложного предложения характеризуется двумя важными признаками: • каждая из частей сложного предложения строится по схеме простого предложения и имеет свою грамматическую (предикативную) основу и второстепенные члены предложения; • части сложного предложения объединены не механически, а образуют структурно-семантическое целое, то есть они связаны по смыслу и формально. части сложного предложения могут быть логически (по смыслу) равноправными или неравноправными. в зависимости от этого сложные предложения бывают сложносочиненными или сложноподчиненными: • если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, являются логически и формально равноправными, то они соединяются сочинительной связью, а сложное предложение называется сложносочиненным (см. сложносочиненное предложение). • если части сложного предложения, представляющие собой разные предикативные основы, логически и формально неравноправны, то есть выделяется главная и зависимая часть, то они соединяются подчинительной связью, а сложное предложение называется сложноподчиненным (см. сложноподчиненное предложение). в зависимости от смысловых отношений между главным и придаточным предложением определяются различные типы придаточных, что является основой классификации сложноподчиненных предложений (см. придаточное предложение). в сложном предложении могут использоваться различные формальные средства связи между частями сложного предложения: • если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют союзы или союзные слова, то они называются союзными предложениями (см. союзные предложения). • если сложносочиненные или сложноподчиненные предложения в качестве формального средства связи между предикативными частями используют интонацию и порядок следования частей сложного предложения, то есть обходятся без специальных служебных слов, то они называются бессоюзными предложениями (см. бессоюзные предложения).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте. В квартире напротив дверь была открыта, (1) и оттуда, (2) как пар, (3) летела белая пыль извести. (Матвеев Г.) 2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте. Пиликали скрипки, (1) рычали трубы, (2) мимо струились нескончаемые гаммы, (3) перегоняя друг друга. То был как бы музыкальный срез этого трудолюбивого, (4) словно улей, (5) дома. (Платов Л.) 3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте. Близкий рассвет обрадовал нас. С надеждой смотрели мы, (1) как расширяется его полоса, (2) наливается розовым чайным тоном. Только остров на озере был черен и густ, (3) как бархат. Не островом казался он сейчас, (4) а спиною дракона, (5) выставившего гребень из воды. (Коваль Ю.) 4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте. Великан-налим подпрыгнул, (1) извиваясь, (2) слегка пополз, (3) точно тюлень, (4) и застыл, (5) прямой и толстый, (6) как колода. (Дубровский Е.) 5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте несколько мгновений неподвижно, (1) напряжённо прислушиваясь и оглядываясь, (2) глухарь по ветке от ее конца к стволу, (3) вернулся, (4) распустил, (5) как индюк, (6) крылья, (7) веером поставил хвост и опять басисто кокнул. (Дубровский Е.) 6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте. По сторонам валялся спиленный лес, (1) выкорчеванные пни топорщились тёмными корнями, (2) словно высохшие спруты. Меж деревьев белел грязный подтаявший снег. Тягач, (3) свирепо урча, (4) кренился то в одну, (5) то в другую сторону, (6) заваливаясь в глубокие колдобины. (Горбачёв Н.) 7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: Сперва Решетников рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.) 8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте. А пароход подходил всё ближе. Чёрный, (1) кряжистый, (2) точно скала, (3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в её светлой равнине, (5) хотя рёв его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.) 9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при сравнительном обороте: Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в неё и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (Паустовский К.) 10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при сравнительном обороте: Ученики неохотно разошлись по своим местам. Но головы их, (1) как подсолнухи к солнцу, (2) неудержимо поворачивались в сторону Маши, (3) а глаза с завистью следили за тем, (4) как девочка читает письмо. (Мусатов А.)
1 - 2,3
2 - 4,5
3 - 3
4 - 3,4,6
5 - 5,6
6 - 2
7 - 6
8 - 2,3,6,7
9 - 2,4
10 - 1,2