1)Выберите верные утверждения:
в) В слове СЖАТЬ только один глухой согласный звук.
г) В слове ЖАЛЮЗИ ударение падает на последний слог
2)Укажите, чем являются по отношению друг к другу слова МУ́КА и МУКА́: а) омонимы;
3)Определите, сколько раз в тексте встречается звук [р]?
перетру , перегрызу, забор, ворвусь, порву , грозу - 6 (остальные Р - мягкие)
4)Выпишите из текста слово, в котором все согласные звуки глухие парные, мягкие парные. кисти
5)Укажите слово, в котором выделяется суффикс -ТВ-: г) жатва.
6)Укажите слова, в которых выделяется приставка ПО-:
в) подельник;
г) подорожник;
7)Напишите термин, которым обозначается морфема, стоящая после корня и служащая для образования форм слов и связи слов в предложении. Окончание (флексия)
8)Напишите слово, которое пропущено в словообразовательной цепочке: продать
9)Укажите языки, которые относятся к славянским: а) украинский; б) сербский; д) словацкий.
10)Подберите к выделенному слову современный синоним и запишите его в форме именительного падежа. Напишите термин, которым обозначаются такие устаревшие слова: ланиты - щёки. Это устаревшее слово, а именно архаизм.
11)Запишите в алфавитном порядке слова:
свет,
светёлка,
светило,
светлица,
светлость,
светлый,
светлын
светотень,
светофор,
12)Укажите предложение, в котором выделенное слово является существительным с предлогом: б) Он прибыл (в) место назначения вовремя.
13)Укажите предложение, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква: б) Официанты расст..лали скатерти, прот…рали бокалы, заж…гали свечи.
14)Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква: а) радостно во…кликнуть, и…ключить из борота, и…целить больного;
15)Укажите ряд, в котором во всех словах требуется написать один и тот же суффикс: в) старинное кресл…це, красивое плать…це, вкусное варень…це, приятная спутн…ца;
16)Укажите словосочетание, в котором неправильно определено главное слово: Х а) кофе с молоком; Х б) варить кофе; Х в) приготовление кофе; Х г) кофе в чашке. (главные слова выделены, ошибка там, где нет крестика над словом)
17)Определите значения данных слов и укажите слово, которое является «лишним»: г) роптать.
18)Укажите правильное значение фразеологизма надуть губы: б)обидеться на кого-либо;
19)Укажите словосочетания, в которых сложные слова пишутся через дефис: б) (кисло) сладкий соус; в) (русско) испанский словарь
20)Укажите цифры, на месте которых следует поставить запятую: 14
21. Укажите цифры, на месте которых следует поставить запятые: 24
22) г) ввиду болезни.
23) в) пока не перепрыгнешь;
24) а) Моя мечта … увидеть необитаемый остров. в) Шум, холод и солёные брызги … вот пока моя сфера.
25) а) туман разгонит;
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное» (5 класс Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выделите окончания, определите род и падеж. Образец: От широкого озера (ср.р., р.п.) О птичь…м голосе, сер…м утром, к надежн…му врачу, о младш…й сестре, прежн…ю подругу, сороч…й стрекот, с хорош…..м товарищем, в солнечн…ю погоду, в красн…м платье, у знаком…й старушки. 2.Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. От хорош..го братца, больш…му кораблю, свеж..го борща, горяч..го обеда, старш..му товарищу, к чуж..му дому, о дремуч…м лесе, пригож…му малышу 3.Запишите краткие формы имён прилагательных Образец: старый – стар , стара , стары . Близкий – Умный – Страшный - Свежий – Глупый – Опрятный- 4. Спишите, предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Выделите окончания имён прилагательных. Отряд туристов на следующий день добрался до (лесной) озера и остановился у (старый) дуба. Земля покрылась (глубокий) снегом. До (поздний) вечера рыбаки были на Волге. (Легкий) тени дышали на (чистый) полу. Ветер подул в (соседний) саду. 5. Спишите предложения, подчеркнув имена прилагательные как члены предложения. 1. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие. 2. Незнакомый цветок красив и пахуч. 3. День сегодня пасмурный. 4. Работа чистая и аккуратная 6. Выполните морфологический разбор выделенных прилагательных. Огромный страшный медведь неуклюж. Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное» (5 класс). 1. Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выделите окончания, определите род и падеж. Образец: От широкого озера (ср.р., р.п.) О птичь…м голосе, сер…м утром, к надежн…му врачу, о младш…й сестре, прежн…ю подругу, сороч…й стрекот, с хорош…..м товарищем, в солнечн…ю погоду, в красн…м платье, у знаком…й старушки. 2.Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. От хорош..го братца, больш…му кораблю, свеж..го борща, горяч..го обеда, старш..му товарищу, к чуж..му дому, о дремуч…м лесе, пригож…му малышу 3.Запишите краткие формы имён прилагательных Образец: старый – стар , стара , стары . Близкий – Умный – Страшный - Свежий – Глупый – Опрятный 4. Спишите, предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Выделите окончания имён прилагательных. Отряд туристов на следующий день добрался до (лесной) озера и остановился у (старый) дуба. Земля покрылась (глубокий) снегом. До (поздний) вечера рыбаки были на Волге. (Легкий) тени дышали на (чистый) полу. Ветер подул в (соседний) саду. 5. Спишите предложения, подчеркнув имена прилагательные как члены предложения. 1. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие. 2. Незнакомый цветок красив и пахуч. 3. День сегодня пасмурный. 4. Работа чистая и аккуратная 6. Выполните морфологический разбор выделенных прилагательных. Огромный страшный медведь неуклюж. Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное» (5 класс). 1. Спишите, вставляя окончания прилагательных. Выделите окончания, определите род и падеж. Образец: От широкого озера (ср.р., р.п.) О птичь…м голосе, сер…м утром, к надежн…му врачу, о младш…й сестре, прежн…ю подругу, сороч…й стрекот, с хорош…..м товарищем, в солнечн…ю погоду, в красн…м платье, у знаком…й старушки. 2.Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. От хорош..го братца, больш…му кораблю, свеж..го борща, горяч..го обеда, старш..му товарищу, к чуж..му дому, о дремуч…м лесе, пригож…му малышу 3.Запишите краткие формы имён прилагательных Образец: старый – стар , стара , стары . Близкий – Умный – Страшный - Свежий – Глупый – Опрятный 4. Спишите, предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными. Выделите окончания имён прилагательных. Отряд туристов на следующий день добрался до (лесной) озера и остановился у (старый) дуба. Земля покрылась (глубокий) снегом. До (поздний) вечера рыбаки были на Волге. (Легкий) тени дышали на (чистый) полу. Ветер подул в (соседний) саду. 5. Спишите предложения, подчеркнув имена прилагательные как члены предложения. 1. Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие. 2. Незнакомый цветок красив и пахуч. 3. День сегодня пасмурный. 4. Работа чистая и аккуратная 6. Выполните морфологический разбор выделенных прилагательных. Огромный страшный медведь неуклюж.
Часть А
А 1.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм
3. От этого известия мама почувствовала себя на седьмом небе.
А2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным
2. Безрукавка
А3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Б. неприступный, приволжский, пририсовать
В. прикупить, приклеить, причина
А4. Со всеми словами какого ряда НЕ пишется раздельно?
3. не добрый, а злой, вовсе не трудная задача
А5. Найдите предложение без грамматической ошибки
3. Весь доклад можно изложить на двухстах страницах.
А6. В каком варианте указаны все слова, которые пишутся через дефис?
Б. кое-что, бледно-голубой, чем-либо
Г. юго-восточный, русско-французский, о чем-то
А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. стонет, постелешь, раскаетесь
Б. приколешь, слушаешь, снег тает
Часть В.
Задание: прочитайте текст и выполните задания В1-В8.
Неизвестный цветок.
(1)Жил на свете маленький цветок. (2)Никто и не знал, что он есть на земле. (3)Он рос один на пустыре. (4)Коровы и козы не ходили туда, и дети там никогда не играли. (5)На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и между ними была сухая мертвая глина. (6)Лишь один ветер гулял по пустырю. (7)Как сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. (8)В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена быстро умирали.
(9)А однажды упало из ведра одно семечко, и приютилось оно в ямке между камнем и глиной. (10)Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впиталось ими в камень и в глину и стало расти.
(11)Так начал жить на свете маленький цветок. (12)Нечем было ему питаться в камне и глине. (13)Капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и рос помаленьку выше. (14)Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка. (15)С воздуха падали на землю пылинки, что принес ветер с черной тучной земли. (16)В тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. (17)Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. (18)А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз. (19)Она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
(20)Днем сторожем для цветка был ветер, а ночью - роса. (21)Он трудился день и ночь, чтобы не умереть. (22)И лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомительных листьев.
В1. Из предложений 20 - 21 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
умереть
В2. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом « НН пишутся в прилагательных, образованных от имени существительного с основой на Н».
каменный
В3. Из предложения 17 выпишите все местоимения.
их, её, свои
В4. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
две
В5. Из предложения 15 выпишите слова, которые образованы суффиксальным
пылинки, тучной
В6. Среди предложений 11 – 13 найдите сложное предложение. Укажите номер этого предложения.
13.
В7. Перечислите все части речи из предложения 8.
предлог, существительное, прилагательное, глагол, союз, наречие
В8. Из предложения 2 выпишите местоимение, правописание которого зависит от ударения.
никто