В русском языке союзы (служебные части речи, служащие для связи слов в предложении или словосочетаний) по своему синтаксическому значению делятся на сочинительные и подчинительные.
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного (сложносочиненные предложения), выполняя функции соединения, разделения или противопоставления, отсюда сочинительные союзы делятся на такие виды, как: соединительные (и, тоже, и…и и др.), разделительные (или, либо и др.), противительные (а, но и др.), присоединительные (причем, притом и др.), пояснительные (то есть и др.).
Пример использования сочинительных союзов:
1) Гайнан ласково и смущенно улыбнулся и затанцевал пуще прежнего (А.И. Куприн «Поединок»)
= ласково И смущенно (соединительный союз «И» связывает однородные обстоятельства)
= улыбнулся И затанцевал (соединительный союз «И» связывает однородные сказуемые)
2) Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший мешок (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
= противительный союз «А» противопоставляет действия Солохи и чёрта
3) Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
= противительный союз «НО» противопоставляет ситуацию в крепости с желаниями рассказчика.
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ связывают простые предложения в составе сложного предложения (сложноподчиненные предложения), выполняя функцию указания на подчинительную связь между главным и придаточным предложениями. В зависимости от смыслового содержания подчинения эти союзы делятся на разряды: изъяснительные (что, чтобы и др.), причинные (потому что, ибо и др.), целевые (чтобы, чтоб и др.), временные (когда, пока, с тех пор как и др.), сравнительные (как, как будто и др.), условные (если, раз и др.), уступительные (хотя, вопреки и др.) и следствия (так что).
Пример использования подчинительных союзов:
1) Мне даже странно, что ты спрашиваешь на это моего согласия (Л.Н. Толстой «Детство»).
= подчинительный союз «ЧТО» относится к изъяснительному типу, поясняет главное предложение, указывает на изъяснительное придаточное: [мне даже странно (что?)], (ЧТО ты спрашиваешь на это моего согласия)
2) Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
= подчинительный союз «ЧТОБ» относится к целевому разряду, указывает на придаточное цели: [я слишком счастлив (для чего?)], (ЧТОБ хранить в сердце чувство неприязненное)
3) Сна не было, как если бы она не засыпала совсем (А.С. Грин «Алые паруса»).= подчинительный союз «как если бы» относится к сравнительному разряду, указывает на подчинительную связь с главным предложением, на сравнительное придаточное: [Сна не было (как?)], (КАК ЕСЛИ БЫ она не засыпала совсем)
Отличие между сочинительными и подчинительными союзами заключается в том, что сочинительные союзы связывают равноправные компоненты, подчинительные связывают неравноправные (на что указывает по смыслу подчинительная связь)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Переполох в лесу На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке. По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами. Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер. На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает. Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила. Грамматическое задание: Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает. Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» - 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» - 2в . Морфологический разбор слова «в траве» - 1 в , «на полянке»- 2 в. Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» , «полянке», «колючий», «поднял» .
Грамматическое задание
1. ягодами (звуков больше), большой (букв больше), играют (звуков больше), молоденькой (букв больше), дикая (звуков больше)
2. На - предлог, обстоятельство
сосновой - прилаг., определение
ветке - сущ, обстоятельство
белочка - сущ, подлежащее
сидит, - глагол, простое глагольное сказуемое
шишки - сущ, дополнение, прямое
срывает. - глагол, простое глагольное сказуемое
(Повест, невоскл, простое, двусост, полное, распр, осложнено однородными сказуемыми)
схему сам делай
На - предлог, обстоятельство
большой - прилаг, определение
лесной - прилаг, определение
полянке - сущ, обстоятельство места
играют - глагол, простое глагольное сказуемое
лисята, - сущ, подлежащее
радостно - наречие образа действия, обстоятельство
кувыркаются - глагол, простое глагольное сказуемое
в - предлог, обстоятельство
траве. - сущ, обстоятельство места
(Повест, невоскл, простое, двусост, полное, распр, осложнено однородными сказуемыми)
схему сам делай
3.
1) (В) траве - где? сущ., предмет
2) Н.ф. - трава
3) П.п.: ж.р., 1 скл., неодуш., нариц.
4) Н.п.: ед. ч., П.п.
5) где? в траве (обстоятельство)
1) (На) полянке - где? сущ., предмет
2) Н.ф. - полянка
3) П.п.: ж.р., 1 скл., неодуш., нариц.
4) Н.п.: ед. ч., П.п.
5) где? на полянке (обстоятельство)
лисёнок: окончание нулевое, основа лисёнок, корень лис, суффикс енок
сосновой: окончание ой, основа соснов, корень сосн, суффикс ов
бросился: окончания нет, основа броси и ся, корень брос, суффикс и, л
полянке: окончание е, основа полянк, корень пол, суффикс янк
колючий: окончание ий, основа колюч, корень кол, суффикс юч
поднял: нулевое окончание, основа подня, корень подня, суффикс л