Объяснение написания слов с НЕ
1. Возможны синонимы без не (слитно):
невеселый взгляд, нестрогий судья, не к учебе ученик, недобрый знак, неподвижный в безветрие флюгер,
неизвестный факт из жизни писателя, - все полные прилагательные;
тропинка была неширока – краткое прилагательное (как полное)
*Наличие зависимых слов у прилагательного
не влияет на написание с НЕ
2. Нет противопоставления:
нет антонимов, возможны синонимы (слитно):
нетрудный, но запутанный вопрос,
неширокая, но глубокая речка,
недорогой, но практичный костюм,
небольшая, но удобная сумка,
негромкий, а приятный голос,
нелепая (не употр. без НЕ), но нестрашная ошибка, - все полные прилагательные.
3. Прилагательные с наречиями меры и степени (слитно):
совсем неподвижный воздух,
юноша крайне невежлив,
очень некрасивое платье,
весьма неудачный шаг.
4. Есть зависимые слова-«маяки», усиливающие отрицание
(раздельно):
никому не известный автор, отнюдь не правильное решение,
вовсе не здоровый человек, - все полные прилагательные;
никем не проверенный путь – полное причастие.
! Возможно двоякое написание:
совсем невеселая история (= крайне невеселая)
и совсем не веселая история (= далеко не веселая).
5. Противопоставление с союзом А (раздельно):
не высокий, а низкий кустарник.
Подразумевается противопоставление (раздельно):
не добрый и не злой волшебник.
6. Полные причастия с зависимыми словами (раздельно):
не боящийся темноты ребенок,
еще не застроенная площадка,
не принятый на работу,
не проверенный учителем диктант.
7. Наречие, пишущееся через дефис (раздельно):
поступил не по-товарищески.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.1.Укажите, какой член предложения является обособленным в предложении Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. а) определение б) обстоятельство в) дополнение 1.2. Приведите свой пример предложения с подобным обособленным членом. 2.1.Укажите предложение с определением, которое не обособляется (знаки препинания опущены) а) Ленивый он был ко всему ещё и глуповатым от природы. б) Разноцветными огнями блестит озеро окаймлённое кустами молодых ракит. в) Я увидел наверху группу похожих на оленя скал и залюбовался. 2.2. Приведите свой пример предложения с определением, которое не обособляется. 3.1.Укажите предложение с приложением (знаки препинания опущены) а) Я смотрел на руд залитый лунным светом и на старый дворец на острове. б) Витя брата на два года был с ним одного роста. в) Мы старые адвокаты очень ценим ораторское искусство. 3.2.Приведите свой пример предложения с обособленным приложением. 4.1.Укажите предложение с уточняющими членами. а) На песчаном бугре ребята, разбившись кучками, расположились на отдых. б) Посреди двора, под развесистой яблоней, накрыли стол для ужина. в) Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная. 4.2.Приведите свой пример предложения с уточняющими членами 5.1.Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки препинания опущены) а) Чтоб быть счастливым надо жить смеясь. б) Шелестя холодными садами тихо поднимается рассвет. в) Несмотря на отступление бойцы были в бодром настроении. 5.2.Приведите свой пример предложения с обособленным обстоятельством. 6.1.Укаажите предложение, в котором нет речевой ошибки. а) Жителям пострадавшего города от землетрясения была оказана своевременная б) Разжигая на мокрой земле костёр, у туристов было одно желание – поскорее согреться. в) Что-то упало в соседней комнате, разбившись на куски. 6.2.Запишите предложения с речевыми ошибками в исправленном виде, сохраняя наличие в предложении обособленного члена.