Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Контрольная работа по теме «Состав слова» 1 вариант ФИ Соотнеси названия частей слова с их толкованием Основа слова часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов Корень часть слова без окончания Окончание часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов Приставка главная часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов Суффикс изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении Найди в каждой группе «лишние» слова и вычеркни их. В остальных словах выдели корень. А) Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезится. Б) Рисунок, рисование, зарисовка, рисовый, нарисовать. 3. В какой строчке даны формы одного и того же слова. Докажи, выделив окончание и основу. А) Мечта, мечты, мечтой; Б) Мечтатель, помечтать, размечтался; В) Мечтательный, мечтать, мечтательная. 4. Составь и запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели в них окончания. Любоваться чем? (природа, картина) Класть что? (книга, кукла) 5. Подбери к данным словам противоположные по значению слова (антонимы) с тем же корнем. Выдели приставки во всех словах. Прилететь - Завязать - Уплыть - 6. Измени и запиши слова так, чтобы они обозначали: а) маленькие предметы; б) людей по роду занятий или профессии; в) признак предмета. Выдели корень и суффикс во всех словах. А) Час Б) В) 7. Запиши 1-2 слова с данными суффиксами. Выдели в них суффиксы. -еньк-, -оньк- -к- -ищ- 8. Разбери слова по составу. Речной, придворная, настенный, пуховый, свисток, тропинка. 9. Узнай слова по описанию. Запиши их и разбери по составу. А) Корень такой же, как в слове городок, приставка – как в слове засуха, суффикс – как в слове лесной, окончание, как в слове сильный . Б) Корень такой же, как в слове светильник, приставка – как в слове рассмешить, окончание – как в слове пешеход . 10. Запиши по 2 слова в каждый столбик в соответствии со схемами. Разбери записанные слова по составу. Заморозки, каменистый, травинка, лисёнок, рыбак, походка, посёлок.
- Основа слова: часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- Корень: часть слова без окончания.
- Окончание: часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
- Приставка: главная часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов.
- Суффикс: изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении.
2) Находим "лишние" слова в каждой группе и вычеркиваем их:
А) В этой группе "слеза" и "слезинка" не имеют окончания "-сл", поэтому вычеркиваем их. Остаются слова "слезать", "слезливый" и "слезится". Выделим корень в оставшихся словах: "слеза-"ть, "слезли-"вый, "слези-"тся.
Б) В этой группе слово "нарисовый" не имеет окончания "-рис", поэтому вычеркиваем его. Остаются слова "рисунок", "рисование", "зарисовка" и "нарисова-"ть. Выделим корень в оставшихся словах: "рису-", "зарисов", "нарисова-".
3) Определяем формы одного и того же слова и выделяем окончания и основы:
А) В этих формах слова "мечта" окончание меняется (-а, -ы, -ой), а корень остается неизменным: "мечт-а", "мечт-ы", "мечт-ой".
Б) В этих формах слова "мечтатель" и "мечтательная" имеют одно и то же окончание "-тель", поэтому являются формами одного и того же слова. Корень в обоих словах - "мечтатель", а приставка и окончание отличаются.
4) Составляем и записываем словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу и выделяя в них окончания:
- Любоваться чем? (природа, картина) - Любоваться природой, любоваться картиной. Окончания: "-ой", "-у".
- Класть что? (книга, кукла) - Класть книгу, класть куклу. Окончания: "-у", "-у".
5) Подбираем антонимы к данным словам с тем же корнем и выделяем приставки во всех словах:
- Прилететь - Улететь. Префикс: "при-", "у-".
- Завязать - Развязать. Префиксы: "за-", "раз-".
- Уплыть - Приплыть. Префиксы: "у-", "при-".
6) Изменяем и записываем слова так, чтобы они обозначали:
а) маленькие предметы:
- Час - Часики. Окончание: "-ики".
б) людей по роду занятий или профессии:
- Биолог - Биологиня. Окончание: "-иня".
в) признак предмета:
- Камень - Каменный. Окончание: "-ный".
7) Записываем 1-2 слова с данными суффиксами и выделяем суффиксы:
- -еньк-, -оньк-: кошка, сережка. Суффиксы: "-еньк-", "-оньк-".
- -к-: столик, окошко. Суффикс: "-к-".
- -ищ-: лысище. Суффикс: "-ищ-".
8) Разбираем слова по составу:
- Речной: реч- (окончание), -н (суффикс), -ой (окончание).
- Придворная: при- (приставка), -двор (корень), -н (суффикс), -ая (окончание).
- Настенный: на- (приставка), -стен (корень), -н (суффикс), -ый (окончание).
- Пуховый: пух- (корень), -ов (суффикс), -ый (окончание).
- Свисток: свист- (корень), -ок (суффикс).
- Тропинка: тропин- (корень), -к (суффикс), -а (окончание).
9) Узнаем слова по описанию, записываем их и разбираем по составу:
А) Корень такой же, как в слове "городок", приставка – как в слове "засуха", суффикс – как в слове "лесной", окончание, как в слове "сильный". Получаем слово "погородочный". Разбор: по- (приставка), -городоч (корень), -н (суффикс), -ый (окончание).
Б) Корень такой же, как в слове "светильник", приставка – как в слове "рассмешить", окончание – как в слове "пешеход". Получаем слово "осветительный". Разбор: о- (приставка), -светител (корень), -ьн (суффикс), -ый (окончание).
10) Записываем слова в соответствии со схемами и разбираем их по составу:
- Заморозки: записываем в столбик "заморож" и "ки". Разбор: за- (приставка), -морож (корень), -ки (суффикс).
- Каменистый: записываем в столбик "камен" и "истый". Разбор: камен- (корень), -истый (суффикс).
- Травинка: записываем в столбик "трав" и "инка". Разбор: трав- (корень), -инка (суффикс).
- Лисёнок: записываем в столбик "лис" и "ёнок". Разбор: лис- (корень), -ёнок (суффикс).
- Рыбак: записываем в столбик "рыб" и "ак". Разбор: рыб- (корень), -ак (суффикс).
- Походка: записываем в столбик "поход" и "ка". Разбор: по- (приставка), -ход (корень), -ка (суффикс).
- Посёлок: записываем в столбик "посел" и "ок". Разбор: по- (приставка), -сел (корень), -ок (суффикс).