1)Для каких целей использовался старославянский язык? Почему он оказал влияние на развитие письменной разновидности русского литературного языка?
Возникновение старославянского языка и славянской письменности связано с историческими условиями жизни славян, в частности, борьбой западных славян против Священной Римской империи (с целью примирения была организована миссия в Моравию Мефодия и Константина, последний к тому времени уже начал составлять азбуку (глаголицу или кириллицу - историки спорят). Они готовили переводы канонической литературы на язык славян). Осуществляя переводы, Константин ориентировался и на разговорный славянский диалект. Источник кириллицы – византийский унциал, уставное письмо. Таким образом, старославянский язык – это язык греческой, византийской традиции, при для записи славянской речи. Старославянский язык – это начало и основа славянской письменности как таковой. Первые памятники (надписи) датированы 943 г. Так как письменность в основном существовала и развивалась в русле переписи церковнославянских текстов, сначала «грамматика» была очень канонична. С переходом к форме древнерусского языка «уставность» ослабела, и письменность стала употребляться в разговорной и официально-деловой переписке (берестяные грамоты). Развитие письменности в дальнейшем потребовало создание грамматик, записи правил. Чтобы язык стал таким, в какой форме мы используем его сейчас, ему пришлось претерпеть множество изменений: иноземные вторжения оставляли след, присутствие множества диалектов, популярные иностранные языки (французский в 19 веке знали лучше, чем русский) с их заимствованиями и т.д., но основа соременного русского языка восходит грамматическим строем и основными лексическими значениями к строю старославянского языка.
2) Назовите основные переноса значения слова. Какие тропы в литературном языке используют эти создания переносного значения слова? Приведите примеры.
На основании признака, по которому значние одного слова присваивается другому, различают три типа переноса значения слова: метафора, метонимия, синекдоха.
Метафора – перенос значения с одного предмета на другой по признаку сходства: формы, цвета, характера, функции, оценки, звука и др. Например: застучал дождь, кольцо дыма, золотые руки, крыло самолета, ножка стула, ясным языком.
Метонимия – перенос значения с одного предмета на другой по смежности, например, (играли Островского (произведения по имени автора), завоевал золото (награда по названию материала), класс делает контрольную (название места, где люди).
Синекдоха - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, голова – плод и умный человек, все флаги в гости едут к нам (название страны ассоциируется с флагом).
3) Как называются слова, образующие данный ряд? В чем их сходство и чем они отличаются друг от друга? Дополните ряд своими примерами? победить- разбить- сломить- восторжествовать- превозмочь.
С точки зрения семантических отношений языковых единиц это синонимы.
Но по степени проявления признака они различны. В данном ряду проявление признака идет по возрастающей. Такие синонимичные (и не только) ряды в художественной литературе образуют градацию, стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений (климакс) или реже — с нисходящим (антиклимакс).
«Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Догоню. Доконаю. Замучу» (В.В. Маяковский).
4) Вставьте пропущенные безударные гласные в корне и укажите:
а) в какой группе нет ни одного исконно русского слова с полногласным корнем;
б)в какой группе есть два слова, в которых можно проверить обе гласные корня;
в) в какой группе у двух слов есть неполногласные варианты корня.
1. хорошо, черепной, борона, полоса, сковорода, черешня, железо
2. скоморох, соловей, горожанин, хворостина, холостой, порог, молочный.
3. положить, столовая, водоросли, измерение, гололёд, породниться.
ответы:
а-3; положить(стык приставки и корня), столовая(стык корня и суффикса), водоросли (стык корней через интерфикс ), измерение(стык корня и суффикса), гололёд(стык корней через интерфикс), породниться(стык приставки и корня).
б. -1; пОлоса – пОлосы, полОса – полОска; бОрона – бОрону, борОна – борОн.
в. -2. Горожанин – гражданин; молочный – млечный.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Часть 2 1. Выпишите предложение, в каком наиболее точно отражена позиция автора текста? 1) В небе в..сит пушистое белое обл..ко. 2) Люди не пр..рывающие связь с пр..родой не могут чу..ствовать себя од..нокими. 3) Вижу себя на берегу окруж ..ном сверкающ..м миром 4) Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними пр..красный солнечный мир. 2. Выпишите предложение, в котором стилистическим приемом является риторический во Я лежу в зеленой тр..ве вдыхая влажный зап..х земли и р..стений. 2) Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними пр..красный солнечный мир. 3) Вижу, как по стеблям тр..винок нетор..пливо движу ..ся насекомые. 4) Быть мож..т запавш..м в зеленой меже белоголовым зайч..ком каже..ся ему мальчик с выг..ревшей на солнце непокрытой головою? 3. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением – «неполное действие». 4. Выпишите грамматическую основу предложения. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. 5. Выпишите грамматическую основу предложения. Меня бывалого человека и теперь неуд..ржимо пр..тягивают и радос ..о в..лнуют обширные пр..сторы родной русской пр..роды. 6. Выпишите грамматическую основу предложения. Отл..жавшись в п..хучей тр..ве налюб..вавшись золотистыми обл..ками недвижно застывш.. в небесном океане с новым приливом сил подн..маюсь с теплой родимой земли и иду среди цветущ ..о любимого мира. 7. Замените слово «неуд..ржимо» в предложении №10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 8. Замените словосочетание в небесном океане (предложение № 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 9. Запишите предложение и расставьте знаки препинания в нем. Поставленные знаки препинания подчеркните ручкой. Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве. 10. Запишите предложение и расставьте знаки препинания в нем. Поставленные знаки препинания подчеркните ручкой. Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом. 11. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите это предложение. 1. Вижу себя на берегу окруж ..ном сверкающ..м миром. 2. Я лежу в зеленой тр..ве вдыхая влажный зап..х земли и р..стений. 3. Вижу, как по стеблям тр..винок нетор..пливо движу ..ся насекомые. 4. Белые золотые синие к..чаются над головой цветочки. 12. Среди предложений 6−8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите его. 6) В жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. 13.Запишите предложение и определите вид придаточного предложения. Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста. 14. Запишите предложение и определите вид придаточного предложения. С глухими звуками, как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты. 15. Среди предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Выпишите это предложение. Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел. В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетние фотоаппарат. 16. Среди предложений 5–9 найдите предложение с вводным(-и-) словом(-ами- Выпишите его. 5. В небе в..сит пушистое белое обл..ко. 6. Я пр..щуриваю глаза и мне каже ..ся что по небу плывет сказочное белое чудовище на золоче..ых ра..пахнувшихся крыльях. 7. Высоко- высоко в небе п..рит ястреб. 8. Что вид..т он с небесной голубой выс..ты? 9. Быть мож..т запавш..м в зеленой меже белоголовым зайч..ком каже..ся ему мальчик с выг..ревшей на солнце непокрытой головою?
1. 3)Видуе себя...
2.4)
3.Дальше не могу понять задание