языковому развитию исторические события в жизни человека, внешние обстоятельства, контакты языков.
устаревшая лексика- это слова, употребляемые носителями языка, но воспринимаются ими как устаревшие.
Историзмы — слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений, слов, которые сегодня не употребляются.
Архаизмы- это устаревшие слова, которые употребляются по сей день.
любя- слово уже не употребляется, это историзм
не кручинься- слово уже не употребляется, это историзм (не кручинься- значит - не огорчайся)
горница- слово уже не употребляется, это историзм
лежанка- слово уже не употребляется, это историзм
воротился- слово уже не употребляется, это историзм
парчовая- слово уже не употребляется, это историзм
Каковы причины заимствования слов?
дипломатические и торговые отношениянаименование нового предметафойе- помещение в театре, кинотеатре и т. п
дизайн- деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий
Партер — нижний этаж зрительного зала в театре
сувенир- предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении страны, города, парка, музея, храма и т.д.
экспонат- предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке.
вестибюль- помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.
эти слова- заимствованные
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. К какому стилю относятся данные высказывания: Бабье лето… На языке синоптиков – это «устойчивый антициклон» регулярный в северных полушариях в сентябре-октябре. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью. В соответствии с заключенными договорами издательство осуществляет выпуск и поставку печатной продукции с соблюдением ассортимента. 2. Назовите № статьи Конституции РК, где определены статусы казахского и русского языков. Роль русского языка в мире. Кто является основоположником русского литературного языка? Отметьте слова, где пишется ь: январ...ский, скол…ко, пят…десят, камен…щик, реч…ка, стекол…щик, бетон…щик, шест…надцат…, сел…д…, лиш…, вороб…и, лад…я, шест…десят, поч…та, свар…щик, болел…щик, испор…ченный, л…стить, измороз…, ил…люзия, мил…лион. Сформулируйте правило. 3. Какой статус имеет русский язык в Казахстане? К какой группе славянских языков относится он? В лексико-семантической группе слов радоваться, огорчаться, печалиться, грустить, восхищаться, удивляться, гордиться одной части речи, имеющих в своих значениях общий элемент – архисему – общее значение. Назовите его. Найдите среди данных слов синонимы и антонимы. 4. К какому стилю относится высказывание: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Перечислите все стили русского языка. Подробно остановитесь на каждом. Приведите примеры к каждому стилю. Перечислите типы связи слов в словосочетаниях. Найдите словосочетание с видом связи согласование: А) Повернуть налево, Б) Белый снег, В) Выпить молока, Г) Слушать песню, Д) Играть на домбре, Е) На подводном корабле Сформулируйте правило. Назовите грамматическую зависимость слов в словосочетаниях со связью согласование. 5. Ученик пятого класса выписывал словосочетания из предложения: Прибежала умная собака и села под кустом дикой малины. Какое из них не является словосочетанием? Какие еще сочетания слов не являются словосочетаниями. Назовите типы связи слов в остальных словосочетаниях: А) Прибежала собака Б) Села под кустом В) Под кустом малины Г) Дикой малины Д) Умная собака 6. Синонимы – это … Приведите примеры. Выберите из предложенных слов синонимы: храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, доблестный, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически. Какие слова не вошли в группу синонимов, почему?
8. Выпишите из текста предложение с обособленным определением.
Иностранцы, изучающие русский язык, никак не могут понять, почему по-русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть — на кого (на что), а любоваться — кем (чем).
9. Выпишите предложение с обособленным приложением.
И все мы, носители языка, храним в памяти эту информацию.
10. Выпишите грамматические основы из 2 предложения.
Никакие объяснения тут не придется просто выучить наизусть, какую форму существительного «любит» каждый из этих близких по смыслу глаголов.
Объяснения (-) не
Придётся выучить (=), подлежащего нет
Каждый из глаголов (-) любит (=)
11. Найдите в тексте и выпишите из предложений 1-4 сравнение.
При управлении как бы ни менялась форма главного слова, зависимое, как стойкий оловянный солдатик, остается неизменным.
12. Объясните значение слова ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ (в 5-ом предложении)
слова управлять, количество его потенциальных «подчиненных» и форма, которой потребует от них «начальник», тесно связаны с лексическим значением управляющего слова.
Потенциальны - возможных, вероятных
13. Подберите синоним к лову ЦАРИТ (в 6-ом предложении).
А там, где царит лексика, невозможны универсальные схемы...
Царит - господствует, существует