Разновидности функциональных стилей: - научный стиль - художественный стиль - публицистический стиль - разговорный стиль - официально-деловой стиль
Первый отрывок. Публицистический стиль. Стилеобразующие черты: 1) Точность (достоверность) и документализм. "Вчера над центральными районами области небывалой силы гроза" - указано время -- вчера. 2) Лаконичность (отсутствие тропов и стилистических фигур, образности). "В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья...К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение" - перечисление событий без их преувеличения, без эмоций. 3) Доступность (прост для понимания, понятен всем, нет научных терминов). 4) Цель отрывка - донести информацию до населения, то есть жанр информационный - репортаж. "Нанесен значительный ущерб" - факт. "В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии" - факт и причина.
Второй текст. Художественный стиль. Стилеобразующие черты: 1) Использование различных языковых средств. "Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились" - присутствие тропов (эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение). 2) Система художественных образов. "Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес" - образ ветра "Звезды еще больше нахмурились" - образ звёзд. 3) Цель текста - эстетически красиво описать происходящее. "Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее" - можно было написать: стало хуже видно, - но автор описал более развёрнуто, художественно.
delena6467
15.08.2022
Образ грозы, яркий и пугающий, Чехову удаётся создать объемным, выразительным с специальных языковых средств.
Сравнения "Черные лохмотья*похожее на лапу с пальцами* Метафоры "Чернота... раскрыла рот и дыхнула белым огнем" "На ее ([тучи) краю висели большие черные лохмотья; "лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте", "вид тучи придавал ей какое-то озорническое выражение". "звезды... нахмурились" Эпитеты страшная туча; большие, черные лохмотья; с чёрной тучи; запах …мокрой земли; сердито гром; белым огнём; чернела тьма; молнии … казались белее и ослепительнее.
Олицетворение рванул ветер... что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки; "… звезды ещё больше нахмурились" "спешили куда-то назад облака пыли и их тени…" Загремел сердито гром, покатился по небу…, потом назад и замер …; Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; явственно и неглухо проворчал гром; едва он умолк …; Черные лохмотья... уже поднимались кверху, и одно из них... тянулось к луне. текли лужи и прыгали пузыри.
- научный стиль
- художественный стиль
- публицистический стиль
- разговорный стиль
- официально-деловой стиль
Первый отрывок. Публицистический стиль.
Стилеобразующие черты:
1) Точность (достоверность) и документализм.
"Вчера над центральными районами области небывалой силы гроза" - указано время -- вчера.
2) Лаконичность (отсутствие тропов и стилистических фигур, образности).
"В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья...К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение" - перечисление событий без их преувеличения, без эмоций.
3) Доступность (прост для понимания, понятен всем, нет научных терминов).
4) Цель отрывка - донести информацию до населения, то есть жанр информационный - репортаж.
"Нанесен значительный ущерб" - факт.
"В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии" - факт и причина.
Второй текст. Художественный стиль.
Стилеобразующие черты:
1) Использование различных языковых средств.
"Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились" - присутствие тропов (эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение).
2) Система художественных образов.
"Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес" - образ ветра
"Звезды еще больше нахмурились" - образ звёзд.
3) Цель текста - эстетически красиво описать происходящее.
"Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее" - можно было написать: стало хуже видно, - но автор описал более развёрнуто, художественно.