1. Все ССП взяты из книги Джоан Роулинг "Гарри Поттер и философский камень"
1) [Эти типы тоже оживленно перешептывались], и [он не заметил у них в руках ни одной кружки для сбора пожертвований].
2) [Долгожданный и неспокойный сон уже принял в свои объятия мистера Дурсля], а [сидевшая на его заборе кошка спать совершенно не собиралась].
3) [Он улыбнулся и повернулся к полосатой кошке], но [та уже исчезла].
4) [Профессор МакГонагалл вздрогнула], но [Дамблдор, поглощенный необходимостью разделить две слипшиеся лимонные дольки, похоже, этого не заметил].
5) [Мопед был исполинских размеров], но [сидевший на нем человек был еще больше].
6) [Тетя Петунья уже проснулась и подходила к его двери], и [через мгновение утреннюю тишину прорезал ее пронзительный визгливый голос].
7) [Гарри услышал ее удаляющиеся шаги], а [затем до него донесся звук плюхнувшейся на плиту сковородки].
2. Морфологический разбор трёх причастий
1) Сидевшая (кошка)
I. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какая?
II. Н. ф. – сидевший. Морфологические признаки:
1) действительное;
2) признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное время;
3) признаки прилагательного: употреблено в единственном числе, женском роде, именительном падеже.
III. В предложении выполняет роль определения.
2) Поглощенный (необходимостью)
I. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?
II. Н. ф. – поглощенный. Морфологические признаки:
1) страдательное;
2) признаки глагола: совершенный вид, невозвратное время;
3) признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.
III. В предложении выполняет роль определения.
3) Плюхнувшейся (сковородки)
I. Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?
II. Н. ф. – плюхнуться. Морфологические признаки:
1) действительное;
2) признаки глагола: совершенный вид, возвратное время;
3) признаки прилагательного: употреблено в единственном числе, женском роде, родительном падеже.
III. В предложении выполняет роль определения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите эссе на одну из литературных тем: «Образ Едигея в романе Ч.Айтматова», «Герои и антигерои в романе Ч.Айтматова».
Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: " три года", а может "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения. У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с позволяя ощутить глубины народной памяти.
В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время и будущего.
Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту: раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.
Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое свой род, своих родителей, свое имя.