?>
Упражнение 4. Прочитайте тексты и укажите, в какихречевых ситуациях могут быть использованыэти высказывания. Затем сравнитесодержание высказываний. В каком из нихмы находим точные сведения о Тимуре?Каковы задачи речи в том и другом случае?(Вспомните, Жене действительно нужнысведения об исторической личности или ейне терпится поделиться впечатлениями овстрече с незнакомым мальчиком?)Сравните высказывания по языку: найдите водном из них непринужденные (разговорные)слова и обороты, а в другом - официальные(книжныеa) Женя и опять спросила:- Оля, а кто такой Тимур?-- Это один царь такой, - намыливая себелицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар. )б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336-1405, среднеазиатский полководец и завоеватель.Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. ЗавоеванияТимура сопровождались массовымистреблением покоренного населения ибеспощадным разорением целых странЭнциклопедический словарь. )
Ответы
11. колеблемые ветром - причастный оборот; озарив багряным блеском виноградники - деепричастный оборот
12. рогами расставив страшные клешни - деепричастный оборот
13. окружённом со всех сторон тёмной водой - причастный оборот; затаив дыхание - деепричастный оборот
14. высунув немного голову - деепричастный оборот; возвышающегося над морем - причастный оборот
15. не утихающий ни на минуту - причастный оборот; ломая гребни волн и раскидывая во все стороны солёную пену - деепричастные обороты
16. распряжённые на ночь - причастный оборот (не обособляется, т.к. стоит перед опред. словом); опустив головы - деепричастный оборот
17. чутко прислушивавшийся к подозрительному шороху - причастный оборот; заслонив рукой свет костра - деепричастный оборот