обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных одни из самых распространённых. это правда. возникают ошибки по многим причинам. например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет воды; льются воды реки).
неверно выделяется корень ("обнаж-аются", хотя правильно "об-наж-аются", "рос-кошный", но верно "роскош-ный", проверка – "роскошь").
делается неправильный подбор проверочных слов (слово "становится" проверяют через "стон", "стойка"). ученики путают омонимичные корни (омофоны), зависящие от смысла (поласкать котёнка – полоскать бельё).
при выборе безударной гласной особенно сложно в тех случаях, когда слова предлагаются многосложные, состоящие из 3-6 слогов (иде..лист, осл..пительный, обог..щение, пол..мизировать). кроме того, нужно уметь различать, к какой группе относится безударная гласная: к проверяемым, непроверяемым или чередующимся.
непроверяемые безударные гласные нужно писать только по памяти или по словарю (виртуозный, тревожиться, суверенитет), а чередующиеся – узнавать по особым приметам, применяя то или иное условие их написания (согласно ударению, последующей гласной, лексическому значению или традиции): загар − загорать; прилагать − приложить; вымокнуть под дождём − вымакать чернила; принять − принимать.
проверяемые безударные гласные потому и "проверяемые", что их необходимо обязательно проверять. есть несколько общепринятых способов проверки:
1. изменить форму числа: плечо − плечи, звезда − звёзды; леса − лес, снега − снег.
2. изменить падежную форму: пора − пору, полком − полк.
3. добавить или отбросить суффикс: зима − зимушка, верхушка − верх.
4. подобрать слово из другой части речи: обижать − обидчивый − обидный − обида.
5. подобрать краткую или полную форму прилагательного: сладка − сладок, рябой − ряб.
6. в глаголах изменяем род, лицо и число: пасти − пас, мочить − мочит, борюсь − борется.
никогда не подбираем проверочное слово в виде глагола с суффиксами - так как в них происходит чередование гласных (опоздать − поздно, но
слово с полногласием проверяем полногласной формой: голодный − голод. неполногласие проверяем только неполногласной формой: охлаждение − прохлада.
в №8 на егэ по языку предполагается несколько формулировок:
1) определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня,
2) определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня,
3) определить слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.
покажем способы выбора необходимого слова по каждому .
пример выбора безударной проверяемой гласной из ряда: предпол..гать, г..рмоничный, р..сточек, прис..гать, к..фтан.
рассуждаем так: в данных словах есть чередующиеся гласные (предполагать: корень -лаг-лож-; росточек: слово-исключение), непроверяемые гласные (гармоничный и кафтан). а в слове "прис..гать" можно написать буквы и, е, я, так как гласная находится в слабой позиции, то есть без ударения. это глагол, вот почему подбираем родственное слово из другой части речи с той же гласной в сильной позиции (прис..гать − значит давать присягу, поэтому пишем я).
пример выбора безударной непроверяемой гласной из ряда: эфф..ктивный, ст..пендия, мот..вировать, пол..мизировать, напом..нание.
рассуждаем так: больше всего здесь слов с проверяемой гласной (эффективный − эффект, мотивировать − мотив, полемизировать − полемика), есть также слово с чередованием я/ин "напоминание". остаётся одно словарное слово "стипендия".
пример выбора безударной чередующейся гласной из ряда: обл..гать, преподн..сить, ре..листический, ут..пический, ав..нтюра.
рассуждаем так: выделяем словарное слово "авантюра, подбираем проверку для слов преподносить − носит, реалистический − реальный, утопический − утопия. остаётся слово "облагать" с корнем -лаг-.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите предложения со словами далёкое, мудрая и мудрый
мудрый человек много знает)далекое плоскогорье чуть виднеется за горизонтоммудрая пословица-клад для народа