я учусь в 9-г классе городской школы. приятелей у меня много, но друг один. имя его для моего поколения довольно редчайшее: савелий. у него ничем не примечательная внешность. он небольшой ростом. имеет спортивную стрижку и даже к глубоким ходит без головного убора, не признает зонтика. есть у него странное увлечение: он обожествляет ходить в оперный театр и дома сохраняет много старых пластинок с ариями из разных опер. он и меня начал приучать ходить в оперный театр. одно слово, савелий - друг чрезвычайный.
казалось, ничего не предвещало нашего несогласия. это не означает, что мы и савелием некогда не ссорились. но то были настолько неважные, мелкие расхождения, что они мигом забывались. на этот раз все было иначе.
нашего 9-г долго решали, что подарить девушкам на восьмое марта. их наполовину меньше, чем нас, но взыскательнее и капризнее наших девочек не отыщешь. в конце концов остановились на ярких надувных игрушках. это были главным образом медведи, зайцы, котята, а среди них оказался один-единственный слон. большинство игрушек повторяли друг друга, отличаясь цветом. а слон был особый: трогательно смешной, будто улыбающийся, но главное - он держал в хоботе яблоко, и издали оно казалось настоящим: золотистое с розовым бочком.
эту игрушку савелий решил подарить девушке, которая ему нравилась. ася не обращала на моего друга ни наименьшего внимания - она вообще не обращала на пареньков никакого внимания. ася писала стихи, и таких, как она, называют «не от мира сего». она носила немодные большие очки, которые делали ее старше ее возраста.как и заведено, девчонок вывели из класса перед вручением подарков. они стояли под дверями, хихикали, стараясь подглядеть в замочную скважину, которые сюрпризы мы кладем на их парты.
прозвонил звонок - и за миг подарки были в руках девочек. ася где-то задержалась, а савелий, взяв слона, предназначенного для нее, ради шуток ударил хоботом сашу глинского, который сидел впереди аси. силы свои он не рассчитал: хобот лопнул, и слон, из которого с печальным шипением вышел воздух, обмяк. в классе воцарилась тишина. как же так - ася осталась без подарка?
вошла девочка и, увидев испорченный подарок, повела себя на чудо сдержанно.— кто же тот чрезвычайный охотник, который убил наповал могущественного слона? «охотник» появляться не спешил. я толкнул савелия в сторону: — савва, провинился и сегодня же вечером принесет асе домой подарок.— что еще? чего это я пойду к ней домой? — ты испортил асе праздник! — это так друг, мораль не надоедай! — надо быть честным даже в мелочах, хотя какая же это мелочь! все девочкис подарками! если ты сейчас не извинишься перед аською, я буду считать тебя трусом.савелий встал и сказал: — ася, извини, это я виноват. но я неумышленно. подарок за мной.он пересел за последнюю парту. со мной он не разговаривал до конца уроков. домой мы шли врозь.
«может, мне не следовало нажимать на савелия, - думал я. - тоже мне, событие, из-за какой-то игрушки столько шума! но вместе с тем, если я промолчал бы как удав, что ничего не случилось, кто-то другой сказал бы савелию о том же самом, но в более грубой форме. ася единственная из девушек осталась без и если бы он не извинился, неизвестно, как бы отреагировал класс на его »
дома я рассказал бабушке о том, что произошло. она только сказала: «нелегко быть настоящим другом».
после праздника ася пришла в класс с необыкновенной игрушкой в руках. это был клоун, который умел говорить. ася нажимала какую-то пружинку, и из клоуна неслось: « доброй » и еще что-то. это была дорогая красивая игрушка.— этого клоуна подарил мне савелий, — громко заявила ася. тем самымдала понять одноклассникам, что савелий извинился искренне.савва зашел в класс после аси и, будто и не было ничего, сел на обычное место - рядом со мной.он протянул мне руку и сказал: — !
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Помните решить по языку 296
обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. если не хотят, а повод для обиды — случайность, то зачем же обижаться?
не сердясь, выяснить недоразумение — и все.
ну, а если хотят обидеть? прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
если решили все же обидеться, то прежде произведите некое действие — вычитание, деление и пр. допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. допустим, что вас обидели из побуждений благородных, — произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. произведя в уме некую нужную операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. до известных пределов, конечно.
в общем-то, излишняя обидчивость — признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. будьте умны.
есть хорошее правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. на простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность — это будет красиво и благородно.
это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? в отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. обидчивость ведь мучительная черта характера.