когда иван карпенко-карый писал комедию «сто тысяч», он ставил цель подвергнуть сатире те отрицательные явления, которые бытовали в 80-90 годах xviii столетия. сельские богатеи всячески старались приумножить свои богатства. часто погоня за деньгами становилась самоцелью, деньги вытесняли из жизни человека такие понятия, как честь имораль. и тогда появлялись такие фигуры, как герасим никодимович мошна - главный герой комедии «сто тысяч». мошна - зажиточный крестьянин, который уже имеет 200 десятин земли, тем не менее, все свои силы направляет на то, чтобы увеличить свои владения. он мечтает: «едешь день - чья земля? калитчина! едешь два - чья земля? калитчина! едешь три - чья земля? калитчина! дыхание спирает». но для закупки земли необходимы деньги.
для того, чтобы выкупить 250 десятин земли у соседнего помещика смоквинова, мошна решает пойти на рискованный шаг: приобрести 100 тысяч фальшивых карбованцев. таким образом, иван карпенко-карый изображает человека, который ради богатства готов пойти напреступление. писатель выразительно противопоставил двух героев: романтика - кладоискателя бонавентуру и, собственно, самого мошну. вот пример: копач относится к деньгам не как к источнику счастья. в больших деньгах он видит лишь возможность материально обеспечить себя и своих родных. копач рассказывает о своем увлечении так: «ищите и найдете! сегодня нет, завтра нет, послезавтра - выкопаем - все пополам. хватит и тебе, и мне, и нашим детям, и внукам на все ». вместе с тем, герасим мошна относится к материальному благосостоянию по-иному: «ох, земелька, святая земелька, божья ты как радостно тебя сгребать вместе, в одни приобретал бы тебя без счета. легко по собственной земле ходит.
глянешь глазом вокруг - все твое: там стадо пасется, там пашут, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь: и все то деньги, деньги, ». сына романа он хочет женить на дочери большого землевладельца пузыря, надеясь получить значительное приданое: «не нужно мне ни доброго хлеба, ни доброго борща, так как чем лучше испечет, чем вкуснее сварит, тем больше рабочие мне нужно невестку с приданым, с ». таким образом, на алтарь своей жадности мошна готов положить не только свои силы и жизнь, но и будущее собственного сына. его скупость переходит все границы. он спекулирует даже религиозными понятиями и принципами. у рабочего он забирает половину буханки, дескать, «грех в воскресенье завтракать». когда женщина собирается ехать в церковь, не дает ей коней. его настоящая «философия» шита белыми нитями: «скотина деньги стоит».
мошна сердит на копача за то, что тот много ел во время обеда. он никогда не пьет за собственные деньги, так как «от своей водки в груди пухнет». жадность к деньгам приводит к духовной деградации человека. именно деньги становятся для него высочайшим авторитетом, а, так сказать, человеческое отношение к человеку, вместе с тем, полностью обесценивается: «рабочие и собаки на дворе должны быть»; «обещание - цяцянка, а дураку - радость»; «кругом, кругом мое»; «бери и у своего, и у чужого»; «деньги всему голова»; «ой, пузырь! глядите, чтобы вы не полопались, а вместо вас мошну разопрет ». апогей такой философии изображается в последний, 12-й части четвертого действия.
когда, обманутый на попытке купить 100 тысяч фальшивых денег, мошна теряет надежду приобрести землю соседа смоквинова, - он старается наложить на себя руки. если копач, по характеристике самого мошны, «хотя голый, и веселый», то герасим мошна на потерю денег реагирует так: «лучше смерть, чем такая потеря».
в комедии карпенко-карого «сто тысяч» изображена сила, которая превращает человека в обжору, которая искореняет из души человеческой то хорошее и святое, что заложил туда сам бог. и сила эта - деньги.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написати відповіді на питання до твору "місце для дракона" 1.що спонукало князя люботина відновити військо ? 2.яку чудову новину приніс князеві воєвода ? 3.яким чином було вирішино дістати дракона з печери ? чи довели діло до кінця ? 4.що спонукало лавріна піти на бій з драконом ? як він ставився до князів ?