Объяснение:
Украïнський фольклор багатий i рiзноманiтний. Вiн створювався протягом багатьох столiть. У фольклорi вiдображено iсторiю, побут й духовне обличчя украïнського народу. Народна творчiсть має в основi розмовну мову, яка має своï особливостi, наголоси, iнтонацiï. Думи i балади - яскравi зразки фольклору.
Думи - жанр героïчного лiро-епосу, який виконували мандрiвнi спiвцi. В них розповiдається про видатнi iсторичнi подiï в Украïнi, про боротьбу украïнського народу проти iноземних загарбникiв. У думах народ створив образи мужнiх, благородних i сильних духом героïв, якi заради своєï свободи готовi йти на смерть. У багатьох випадках думи створювалися пiсля якихось важливих подiй. Виконавцi народних дум - це кобзарi та лiрники, якi ходили мiстами i селами, спiвали дум пiд акомпанемент своïх iнструментiв. Самi вони називали думи "козацькими пiснями", "поважними пiснями". Навiть деякi украïнськi письменники перекладали ïх iншими мовами, вели дослiдження текстiв. На формування дум впливали казки, легенди, перекази, давньоруськi билини. В умовах постiйних тривог, викликаних нашестями загарбникiв, з'являються думи "Маруся Богуславка", "Самiйло Кiшка", "Козак Голота".
Але серед украïнського епосу були думи, якi розповiдали про родиннi стосунки: мiж батьками i дiтьми, братами i сестрами: "Бiдна вдова i три сини", "А в недiлю-пораненьку...", "Проводи козака". Вони мали неабияку популярнiсть серед слухачiв i виконавцiв.
лiро-епiчнi твори з яскравим сюжетом, що мають трагiчну або фантастичну розв'язку. Вони були джерелом художньоï лiтератури, iз якого черпали мотиви i настроï Тарас Шевченко, Iван Франко, Леся Украïнка. Мотиви балад були рiзнi: туга за нареченою, вбитий на вiйнi козак, почуття дiвчини, з яких насмiялися, зле чарiвництво та прокльони свекрухи на адресу молодоï невiстки, зрада i помста. Украïнськi балади-пiснi вiдображають свiтобачення i уявлення рiзних поколiнь, ïх зв'язок з природою: Персонажi балад представленi символами. Син, якого прокляла матiр, стає явором, невiстка, яку зненавидiла свекруха, - тополею. Дiвчина може перетворитися на пташку, а козацька смерть представляється в iнших образах: "в головах ворон кряче, а в нiженьках коник плаче", є образи ясного сокола, сизого голуба, сивоï зозулi.
Трапляються у баладах казковi мотиви, дуже поширена гiпербола, що стосується фiзичноï сили героïв.
Однiєю рукою та тисячу татар поклав, А другою - ще три тисячi.
Дуже популярною баладою серед украïнцiв є балада "Ой не ходи, Грицю", ïï сюжет обiгрувався рiзними поетами, серед яких була Лiна Костенко, Михайло Старицький.
Скiльки б не минуло столiть, балади i думи не перестануть цiкавити нас. Кожен зможе знайти в них щось цiкаве. Збирачi фольклору й досi мандрують мiстами й селами, записують цiкавi тексти дум, пiсень, балад, прислiв'ïв i приказок. Дуже радує й те, що в наш час украïнська сцена, театр, молодi виконавцi звертаються до народного епосу, знаходять у ньому щось своє.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
40 .випишіть цитати з пейзажами із твору " дорогою ціною " та визначьте в цитатах зудожні засоби .
Любите ли вы ссориться? С кем? Например, с друзьями! С друзьями не очень. Но все же это случается, к сожалению, в нашей жизни. Так вот, мы с вами сейчас будем учиться писать произведение по повести «Кайдашева семья», в которой как раз и рассказывается о ссорах. Но не думайте, что это пособие, так как здесь, действительно, ссоры происходят между старыми и молодыми Кайдашами. Состоит повесть из девяти разделов. Каждый раздел - это яркий обиходно-родственный рисунок. Рассказ ведется от лица автора. Описав местность, где раскинулось село Семигоры, Нечуй-Левицкий в форме диалогов раскрывает семейный уклад Кайдашей, постепенно показывая индивидуальные особенности характера каждого героя в частности. Разговором Лаврина о бракосочетании завязывается сюжет повести, который динамично разворачивается и набирает исключительной остроты ко времени бракосочетания Карпа с Мотрей.
Поженившись, сын стремится иметь свое собственное хозяйство, свой дом, землю, садик, огород, волов и коней, хочет быть независимым от отца. Из этого желания самостоятельности и вытекают те непримиримые несогласия и ссоры, которые все время возникают между Кайдашами. Но не думайте, что бракосочетание обязательно влечет за собой ссоры, потасовки, синяки под глазами и скрученные узлом руки. Грызня между свекровью и невестками за кусок полотна, за петуха, поросенка, за грушу часто перерастает в родственную «войну». «Боевые» эпизоды, которые учащаются и обостряются с развитием сюжета, представляют композицию произведения, которое представляет собой своеобразную семейную хронику. Хотя в основу повести И. Нечуй-Левицкий положил жизнь лишь одной крестьянской семьи, тем не менее, из художественных образов Кайдашей просматривается широко обобщенная писателем трагедия жизни села вообще.
Вот, например, Омелько Кайдаш. Это образ темного, работающего крестьянина. Трудная работа, лихая барщина подорвали его силы, истощили его. Кайдаш - заботливый, трудолюбивый хозяин, он все время что-то делает, мастерит, никогда не бывает без дела сам и не разрешает гулять своим сыновьям. У крестьян работа - на первом месте, это их жизнь. Тем более, что в произведении нам и надо воссоздать быт и обычаи украинского крестьянства. Но трудная работа, темнота, суеверность, родственные распри и пьянство сделали его безвольным, убили в нем веру в лучшую жизнь. Кайдаш богобоязненный. Украинские крестьяне уважали религиозные праздники, очень часто ходили в церковь, верили в Бога. Чтобы не умереть нелепой смертью и не утопиться, бедный мужчина постился двенадцать пятниц в году. Правда, судьба посмеялась над ним - умер таки нелепой смертью, утопившись под потоками мельницы. Очень верит в бога и Мелашка. Просится она пойти в Киево-Печерскую Лавру, чтобы Даже говорит: «Как не пустите меня, то я, умру».
В сочинении не забудьте вспомнить и о знахарстве. Врачей преимущественно на селе не было, и простые крестьяне обращались к бабкам-знахаркам. В повести Нечуя-Левицкого - это баба Палажка. Она, «знаток всяких заговоров», берется «лечить» тяжело больного Кайдаша. После манипуляций со «свяченой водой» Палажка таинственно, со всей серьезностью шепчет:
* «Пятница-матушка, и ты, святой понедльник… Помяни, господи, раба божьего Омелька, и те книжки, которые в церкви читают: ермолой, бермолой, савгирю и еще и ту, которая телятиной обшита… Помилуй же его, господи, и шарпни его по сторонам, по ребрам, по костям, по чреслам, вокруг его скотины. Крест на мне, крест на спине, вся в крестах, как овечка в репейник. Помилуй его, бескостный Марк, сухой Никон, мокрый Николай! Сарандара, марандара….Аминь бежит, аминь кричит, аминя догоняет!»
Возможно, этот «заговор» и вызывает смех, но на самом деле крестьяне очень верили знахаркам, и обычно от их лечения или приговоров человеку становилось лучше. Другое дело, что образ Палажки - комический образ. Комическими являются все образы повести. Комичны и ситуации, в которые время от времени попадают Кайдашиха, Мотря, баба Прасковья и баба Палажка. Во всех случаях эти ситуации обусловлены общим развитием сюжета, психологией и привычками персонажей. Эти комичные сцены и ситуации автору раскрыть духовную пустоту и мизерность персонажей, ужас крестьянского быта. Чтобы изобразить этот быт, вам в своем произведении нужно вспомнить несколько сцен. Например, Кайдашиха во многих случаях попадает в смешное положение из-за своей спесивости и чванства. Поехав Западинцы на она «огнездилась» на высокой телеге. И хотя сын предлагает слезть, так как очень крутая дорога, она не спешит. А волы не сдержали телеги и «поперли» ее вниз. «Она натолкнулась колесами на холм и перекинулась. Кайдашиха выкатилась с телеги, будто мяч». «Пыль набилась ей в нос, в уши и даже в рот…»
Объяснение: