Если xxi век — будет, то есть, если человечество не загубит до тех пор своего , или нравственного, или интеллектуального бытия, не разучится вконец почтению к уму и благородству, я решился бы предположить, что век этот будет в некоем существенном смысле также и веком симоны вейль". так писал о человеке удивительной трагической судьбы симоне вейль сергей аверинцев. она вывела некий закон в области духовной жизни, который назвала «эксперементальной мистикой креста" , примерно как ньютон в (действие равно противодействию) . в социальной области – право – наказание соответствует преступлению. в жизни - всё даёт сдачи и идеал состоит в том, чтобы сдача давалась в равной пропорции к удару, равновесие зла и добра, но (рассуждает симона) это приводит к тепловой смерти, к исчезновению тепловой энергии из мира, т. е. – смерть, раз мир существует, значит этот закон не действует. а далее.. когда человек не даёт сдачи, когда обращаемое на него зло он превращает в страдание, то происходит преображение зла в страдание . не происходит откачивание этого маятника . зло исчезает, его больше нет. несопротивляющаяся невинная жертва привносит в мир огромное количество благодати, одна, для того, чтобы мир существовал вечно, но для этого надо быть прибитым к кресту гвоздём абсолютного страдание – лагеря, проказа …это и есть то состояние, когда любить некого и нечего, но если человек ждёт, т. е. продолжает любить – он прибит к кресту, тогда его возможности неограниченны, он может молиться за весь мир, она по- сути вскрыла древний закон жертвы, лежащий в основе мира всех мифологий (шумерский кингу, его невинная кровь сотворила человека) , только эта чистая жертва может противостоять никуда не девающемуся злу. тогда зло исчезает. иллюстрация её мысли… раби ишмаэль – законоучитель израиля был схвачен римлянами после восстания в 137году …. замучен, с него живьём сдирали кожу, от боли он закричал так, что деревья в округе склонились и ангелы приникли к престолу божьему и возопили – таково учение и такова награда, это так ты отплатил за преданное служение тебе. на что господь ответил – приговор вынесен и даже я сам не могу ничего изменить . римляни продолжали мучить раби и когда они дошли до головы, он крикнул второй раз и крик этот был так ужасен, что звёзды посыпались с неба и ангелы вновь прильнули к престолу божьему умаляя о пощаде . и всевышний сказал – если раби ишмаэль крикнет третий раз, я разрушу этот мир и верну его в воды из которых он сотварён. вот положение жертвы. от него зависит судьба мира. не от римлян, не от бога (не его пытают) , а от пытаемого праведника. и раби умер молча. безнадёжное равновесие ночи. абсолютное зло. - говорит симона, - и с ним ничего нельзя сделать . суть его всегда таинственна –,тоесть бывает такое зло и такая несправедливость, на которую нельзя ответить, ничто не будет адекватно. об этом говорил бубер на процессе эйфмана. он говорил о том, чтобы не выносить ему никакого приговора не то, чтобы оправдательный – никакого… какой приговор? доказано, что этот человек замучил более миллиона младенцев, как мы его накажем – замучаем его сына на его глазах, но мы не будем этого делать, какое наказание может быть адекватным этому злу. в основе мира закон этот тоже лежит, есть такое зло, за которое нет никакого воздаяния и оно истребляет бытие – воронка, куда бытие уходит (если бытие благо) , тогда ответ – чтобы принять это, не полюбить палача, на найти справедливым то, что он делает, ничего не выдумывая, просто принять – происходит трансмутация внутри того человека, который это принимает (говорит симона вейль) преобразование зла в его безмерное страдание и это страдание является началом общение ни с этим палачом, а с миром .давая сдачи человек закрыт, принимая, очищается от этого зла.
vikgor45
12.07.2022
Яколись його читала,і єму,це він у старого батька орла був син одинак і звали його орлик. виросло вже те орля, у пір’я вбралося, прийшов час на власний хліб переходити. от батько йому і каже: — сину, летимо в поле за їжею. я навчу тебе самостійності. ти повинен уміти сам себе годувати.— не голодний я, тату, — мовило орля. — та й те поле таке порожнє, чи водиться там щось путнє? засумував батько, та виду не подав. мудрим був, вирішив зачекати слушної нагоди, аби дати синові урок. тому здійнявся і полетів сам.як раптом до орлика підповз степовий вовк.— добридень, — привітався він солоденьким голосом і, аби той не бачив, злизав слиньки.— ти хто такий, — витріщився на нього птах, — що від тебе так тхне? — я житель степів, одинокий вовк, — сказав і якомога ніжніше клацнув зубами. йому дуже вже не хотілося полохати молодої пахучої птиці.— а чому такий смердючий? — скривилося орля.— бо багато рухаюся, на здобич полюю. не дарма ж кажуть, що вовка ноги годують, а птаха крила! — як це? — роззявив дзьоба орлик.— дуже просто. ти даєш мені одну пір’їну зі свого крила, а я тобі взамін якийсь харч. ось так твої крила можуть тебе годувати.— цікаво, — розплився у задумливій усмішці молодий орел. — а батько мені такого не казав.— та що там твій батько тямить? він уже старий, щоб літати в ногу з часом.— гаразд, — не довго думаючи, погодилося орля, бо в животі давно бурчало й вельми хотілося їсти. — пір’їна, так пір’їна! тільки ти мені спершу їжу принеси, а я тоді тобі пір’їну , а то раптом ще обдуриш… знаю я вас, вовків.— не хвилюйся. я слово, і дотримаюся його, — сказав хижак і помчав у бік поля.так була укладена таємна угода між старим хитрим вовком та молодим лінивим орлом. тепер щодня, в обідню пору зустрічалися вони на верхівці невисокої гори й обмінювалися гостинцями. вовк приносив свіжу їжу, а орля йому за це давало пір’їну.минуло літо. настала осінь. повіяли холодні вітри, стали йти проливні дощі. зголодніло, змерзло орля, сіло дожидати вовка. а його цього дня все не було та не було. і геть увечері, коли почали на горизонті з’являтися перші сутінки, а в орлиних очах темрява від невимовного голоду, прийшов вовк.— а тепер я тебе з’їм, — сказав він і голосно клацнув зубами.орля стало втікати, махати крилами, але так і не здійнялося в небо, бо було голим, а птахи без пір’я, як відомо, не літають. довго відбивався птах від хижого звіра, але так і не зміг його перемогти. знепритомнів і впав на землю. схопив його вовк і поволік до своєї нори, аби вовченят малих почастувати.летів тією місциною батько орлика. бачить, вовк когось волочить. не впізнав він свого сина в хижих зубах, бо ж той був геть обскубаним, пролетів повз. але потім передумав і вирішив урятувати пташину. повернувся та стрімголов кинувся на вовка і став клювати його в голову. робив він це так затято і з такою силою, що той здався і випустив здобич із пащі. орля розплющило очі й побачило батька. тільки тепер воно зрозуміло, якою цінністю для нього є навіть одна, бодай найменша орлина пір’їна. звелося на лапки й мовчки до свого гнізда — пір’я відрощувати, щоб згодом разом із батьком у степ за харчами полетіти.