1) Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. [ … ], (где…).
(определительное придаточное предложение, вопрос «какую? которую?»)
2) Молодость привлекает тем, что имеет будущее. [ … ], (что…).
(изъяснительное придаточное предложение, вопрос косвенных падежей «чем?»)
3) Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес. [ … туда ], (где…).
(придаточное места, вопрос «куда?»)
4) Хотя я недавно читал эту книгу, плохо помню её содержание.
(хотя…), [ … ]. (придаточное уступки, вопрос «несмотря на что?»)
5) Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
(когда…), [ то … ]. (придаточное условия, «при каком условии?» (когда=если)
6) Всегда отыщешь новизну вокруг, если меняешься сам. [ … ], (если…).
(придаточное предложение условия, вопрос «при каком условии?»
7) Недаром говорится, что мастера боится. [ … ], (что…).
(изъяснительное придаточное, вопрос косвенных падежей «что?»)
8) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
(чтобы…), [ … ]. (придаточное цели, вопрос «зачем? с какой целью?»
9) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.
[ … туда ], (где…). (придаточное места, вопрос «куда?»)
10) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку.
(как только…), [ сразу… ]. (придаточное времени, вопрос «когда?»)
11) Наперёд не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
[ … ], (где…), (где…). Два изъяснительный придаточных предложения, вопрос косвенного падежа «что?»)
12) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. [ …тот ], (где…). (определительное придаточное, вопрос «который?»)
13) Я вас любил так искренно, так нежно, как, дай вам бог, любимой быть другим. [ … ], (как…). (придаточное образа действия, вопрос «каким образом?»)
14) Там, где близ поверхности есть хотя бы небольшое количество меди, обязательно найдется и малахит. [ там, (где…), … ]. (придаточное места, вопрос «где?»)
15) Река так блестит и сверкает на солнце, что глазам было больно. [ так… ], (что…). (придаточное образа действия, вопрос «каким образом?»)
16) Легко работать, когда знаешь, что твой труд ценят.
[ … ], (когда…), (что…). Предложение с параллельным подчинением:
«когда знаешь» - придаточное условия (при каком условии?)
«что твой труд ценят» - это изъяснительное придаточное (что?)
17) Если рвёшь розы, думай о шипах! (если…), [ … ]!
(придаточное времени, «в какое время?»)
18) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
[ … ], (ибо…). (придаточное причины, «почему?»)
19) Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
[ … ], (что…). (изъяснительное, вопрос «в чем?»)
20) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
[ …, (которые…), … ].(определительное придаточное, вопрос «какие?»)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
( Якби …. ), ( якби …. ), [ ], [ ]. 2.[ ], [ ], і [ ]. До ть будь ласка, скласти речення за поданими схемами.
В. Віршувальників чекали з нетерпінням.
2. Означено-особове речення:
Г. Люблю вночі на небеса дивитись.
3. Неозначено-особове речення:
А. У вікно тихо постукали.
4. Безособове речення:
А. Стежку прикидало снігом.
5. Узагальнено-особове речення:
В. Від своєї тіні не втечеш.
6. У цьому рядку є слово-речення:
А. Еге! Це не ваші груші!
7. Неповне речення.
В. За вікном – гай квітів, кущі квітів і трава з квітами.
8. «Зайве» речення.
В. Зима. Холоднеча. Засніжений ліс.
10. У цьому неповному реченні пропущено другорядний член:
Г. Хати розкидані трохи хаотично. Біля кожної – ростуть квіти.
11. Це речення не називне:
А. Який багатий світ!
Б. Вона виразна й абсолютно артистична!
12. Речення, у якому неправильно стоять розділові знаки:
Б. Бджола жалить жалом, а людина (–) словом. (потрібно тире)
В. Око бачить далеко, а розум – ще далі. (зайве тире)
13. Відповідність:
1) означено-особове речення. - В. Сідаю до столу коло вікна.
2) неозначено-особове речення. - Д. Що там думають на тій землі?
3) інфінітивне речення. - Г. Ой не впізнати отчої хатини.
4) узагальнено-особове речення. - А. Не по дружбі, а по службі пізнавай людину.
14. Відповідність за вираження головного члена у безособовому реченні.
1) Безособове дієслово. - Б. На вулиці сутеніло.
2) Дієслівна форма на -но, -то. - Д. Там усе правильно записано.
3) Прислівник. - А. Навколо гамірно та весело.
4) Слова типу немає, не було, не буде. - Г. Більше не було слів.