есть не что иное, как язык, приспособленный для
обозначения отношений между количествами”.
и. ньютон
– часть , которая изучает общие свойства действий над
различными величинами и решение уравнений, связанных с этими действиями.
решим : “возрасты трех братьев 30, 20 и 6 лет. через сколько лет
возраст старшего будет равен сумме возрастов обоих младших братьев? ”
обозначив искомое число лет через х, составим уравнение: 30 + х = (20+х) +
(6 + х) откуда х = 4. близкий к описанному метод решения был известен
еще во ii тысячелетии до н.э. писцам древнего египта (однако они не
применяли буквенной символики). в сохранившихся до наших дней
папирусах имеются не только , которые приводят к
уравнениям первой степени с одним неизвестным, как в о возрасте
братьев, но и , приводящие к уравнениям вида ах2 = b.
еще более сложные умели решать с начала ii тысячелетия до н.э. в
древнем вавилоне; в текстах, выполненных клинописью на
глиняных пластинках, есть квадратные и биквадратные уравнения, системы
уравнений с двумя неизвестными и даже простейшие кубические уравнения. при
этом вавилоняне также не использовали букв, а приводили решения “типовых”
, из которых решения аналогичных получались заменой числовых
данных. в числовой форме приводились и некоторые правила тождественных
преобразований. если при решении уравнения надо было извлекать квадратный
корень из числа а, не являющегося точным квадратом, находили приближенное
значение корня х: делили а на х и брали среднее арифметическое чисел х и
а/х.
для таких уравнений диофант искал лишь положительные рациональные решения.
с vi в. центр исследований перемещается в индию и китай,
страны ближнего востока и средней азии. китайские ученые разработали метод
последовательного исключения неизвестных для решения систем линейных
уравнений, дали новые методы приближенного решения уравнений высших
степеней. индийские использовали отрицательные числа и
усовершенствовали буквенную символику. однако лишь в трудах ученых ближнего
востока и средней азии оформилась в самостоятельную ветвь
, трактующую вопросы, связанные с решением уравнений. в ix в.
узбекский и астроном мухаммед ал-хорезми написал трактат “китаб
аль-джебр валь-”, где дал общие правила для решения уравнений
первой степени. слово,,алъ-джебр" (восстановление), от которого новая наука
получила свое название, означало перенос отрицательных членов
уравнения из одной его части в другую с изменением знака. ученые востока
изучали и решение кубических уравнений, хотя не сумели получить общей
формулы для их корней.
в западной европе изучение началось в xiii в. одним из крупных
этого времени был итальянец леонардо пизанский (фибоначчи) (ок.
1170 – после 1228). его “книга абака” (1202) – трактат, который содержал
сведения об арифметике и до квадратных уравнений включительно (см.
числа фибоначчи). первым крупным самостоятельным достижением
западноевропейских ученых было открытие в xvi в. формулы для решения
кубического уравнения. это было заслугой итальянских с. дель
ферро, н. тарталья и дж. кардано. ученик последнего – л. феррари решил и
уравнение 4-й степени. изучение некоторых вопросов, связанных с корнями
кубических уравнений, итальянского р. бомбелли к
открытию комплексных чисел.
дана система ур-ний
x + 3 y = 21
2 x - 3 y = -3
из 1-го ур-ния выразим x
x + 3 y = 21
перенесем слагаемое с переменной y из левой части в правую со сменой знака
x = - 3 y + 21
x = - 3 y + 21
подставим найденное x в 2-е ур-ние
2 x - 3 y = -3
получим:
- 3 y + 2 (- 3 y + 21) = -3
- 9 y + 42 = -3
перенесем свободное слагаемое 42 из левой части в правую со сменой знака
- 9 y = -45
- 9 y = -45
разделим обе части ур-ния на множитель при y
1 в числителе,- 9 в знаменателе(-1 * 9 y) = 5
y = 5
т.к.
x = - 3 y + 21
то
x = - 15 + 21
x = 6
ответ:
x = 6
y = 5
, надеюсь что
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найдите наибольшее значение функции y=(x +2)^2(x-4)+3 на отрезке [-3; -1]
производная:
y'=2(x+2)(x-4)+(x+2)^2 = 0
(x+2)(3x-6)=0
корни: -2 и 2
проверяем точки х = -3; -2; -1
у(-3) = -7+3 = -4
у(-2)= 0+3 = 3
у(-1) = -5+3 = -2.
наибольшее значение: у(-2) = 3