Фитонци́ды (от греч. φυτóν — «растение» и лат. caedo — «убиваю») — образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.
Фитонцидами называют все секретируемые растениями фракции летучих веществ, в том числе те, которые практически невозможно собрать в заметных количествах. Эти фитонциды называют также «нативными антимикробными веществами растений». Химическая природа фитонцидов существенна для их функции, но в термине «фитонциды» в явном виде не указывается. Это может быть комплекс соединений, например, терпеноидов, или т. н. вторичных метаболитов. Характерными представителями фитонцидов являются эфирные масла, извлекаемые из растительного сырья промышленными методами.
Нативные фитонциды играют важную роль в иммунитете растений и во взаимоотношениях организмов в биогеоценозах. Выделение ряда фитонцидов усиливается при повреждении растений. Летучие фитонциды (ЛАВ оказывать своё действие на расстоянии, например фитонциды листьев дуба, эвкалипта, сосны и многих др. Сила и спектр антимикробного действия фитонцидов весьма разнообразны. Фитонциды чеснока, лука, хрена, красного перца убивают многие виды простейших, бактерий и низших грибов в первые минуты и даже секунды. Летучие фитонциды уничтожают простейших (инфузорий), многих насекомых за короткое время (часы или минуты).
Фитонциды — один из факторов естественного иммунитета растений (растения стерилизуют себя продуктами своей жизнедеятельности).
Так, фитонциды пихты убивают коклюшную палочку (возбудителя дизентерии и брюшного тифа); сосновые фитонциды губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулёза) и для кишечной палочки; берёза и тополь поражают микроб золотистого стафилококка.
Фитонциды же багульника и ясенца довольно ядовиты и для человека — с этими растениями следует быть осторожным.
Защитная роль фитонцидов проявляется не только в уничтожении микроорганизмов, но и в подавлении их размножения, в отрицательном хемотаксисе подвижных форм микроорганизмов, в стимулировании жизнедеятельности микроорганизмов, являющихся антагонистами патогенных форм для данного растения, в отпугивании насекомых и т. п. Гектар соснового бора выделяет в атмосферу около 5 килограммов летучих фитонцидов в сутки, можжевелового леса — около 30 кг/сут, снижая количество микрофлоры в воздухе. Поэтому в хвойных лесах (особенно в молодом сосновом бору) воздух практически стерилен (содержит лишь около 200—300 бактериальных клеток на 1 м³), что представляет интерес для гигиенистов, специалистов по озеленению и др..
В медицинской практике применяют препараты лука, чеснока, хрена, зверобоя пронзеннолистного (препарат иманин) и др. растений, содержащих фитонциды, для лечения гнойных ран, трофических язв, трихомонадного кольпита. Фитонциды ряда других растений стимулируют двигательную и секреторную активность желудочно-кишечного тракта, сердечную деятельность.
А1. Какая часть тела отсутствует у членистоногих?
4) хвост
А2. Нимфа – это:
Личиночная стадия членистоногих, развивающихся без метаморфоза;
А3. Как происходит размножение пауков?
Самка откладывает в кокон оплодотворенные яйца;
А4. В какой части тела расположены органы дыхательной системы речного рака?
На груди, в основании ходильных ног
А5. На какие части подразделяется тело майского жука?
Голова, грудь, брюшко, конечности
А6. Какие новообразования возникли у предков членистоногих в процессе эволюции?
Наружный хитиновый скелет
А7. Какую функцию не выполняет паутина?
Защита от неблагоприятных факторов среды
Расселение пауков
А9. Основные стадии развития в жизненном цикле капустной белянки:
Яйцо – личинка – куколка – имаго
В1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
Наблюдается линька.
Развит наружный скелет.
Развитие с метаморфозом.
В2. Установите соответствие между организмами разных классов членистоногих и их признаками.
Признаки
Класс
А. Одна пара усиков. Насекомые
Б. Усиков нет. Паукообразные
В. 4 пары ходильных ног Паукообразные
Г. 3 пар ходильных ног. Насекомые
Д. Есть крылья. Насекомые
Е. Есть ядовитые и паутинные железы. Паукообразные
Насекомые
Паукообразные
В3. Установите соответствие между организмами разных классов членистоногих и их представителями.
Представители
Класс
А. скорпион тропический Паукообразные
Б. майский жук Насекомые
В. тарантул Паукообразные
Г. Камчатский краб Ракообразные
Д. клещ таежный Паукообразные
Е. капустная белянка Насекомые
Насекомые
Паукообразные
Ракообразные
В4. Установите последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей.
ответ:
В) Пчела
Б) Медоносная пчела
Д) Жалоносные
А) Перепончатокрылые
Г) Насекомые
Е) Членистоногие
С1. С какой целью в лабораториях размножают наездников, божьих коровок и выпускают на поля?
Их используют в борьбе против вредителей сельского хозяйства. Личинки Наездников питаются во время развития телом вредных гусениц, в тело которых откладывают яйца наездники. Божьи коровки питаются тлёй, которая вредит садовым и ягодным культурам.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Эволюционные изменения у животных переходу к паразитическому образу жизни относят к 1)общей дегенерации 2)идиоадаптации 3)онтогенезу 4) ароморфозу