ассимиляция и диссимиляция взаимно противоположны и неразрывно связаны. ассимиляция сопровождается усилением диссимиляторных процессов, которые в свою очередь подготовляют почву для ассимиляторных. примером взаимосвязи ассимиляции и диссимиляции могут служить многочисленные опыты, показавшие, что при росте организма и размножении клеток, когда происходит усиленное образование живой протоплазмы и синтез белка, значительно усиливаются реакции распада. поэтому при росте организма резко повышены затраты энергии. варбург обнаружил, что окислительные процессы после оплодотворения яйца морского ежа, когда начинается размножение клеток, усиливаются в 6 раз. равным образом, резко усиливаются диссимиляторные процессы в целом организме при быстром росте злокачественной опухоли, когда происходит интенсивное новообразование клеток.процессы ассимиляции и диссимиляции неотделимо связаны, но не всегда являются, однако, взаимно уравновешенными.
дерево удивительно устроено, каждая часть активно трудится, выполняя свою функцию от маленького корешка под землей до ветки на самом верху кроны. дерево постоянно дышит, причем дышит как корнями, так и листвой, потребляет влагу, испытывает температурные перепады, требует света определенной интенсивности, борется с ветром. дереву, как и человеку, требуется забота и внимание.
корневая система может весьма различаться. скажем, у сосен мощный центральный корень, уходящий глубоко в землю, а у клена нет основного корня, а имеется разветвленная система, отдельные корни которой часто расположены близко к поверхности. в любом случае, корень – чувствителен: ведь он меланхолично существует в земле, упорно поднимая влагу и минеральные вещества через корневую систему, дерево доносит их к самым удаленным частям кроны. поэтому любое повреждение корней чрезвычайно опасно и может вызвать гниение и, в дальнейшем, преждевременную гибель дерева.
осуществляя полив, рыхление, строительные работы, всегда надо учитывать структуру корневой системы деревьев, находящихся на вашем участке. непродуманные действия могут погубить дерево.
ствол – туловище дерева, дерево словно тянется вверх и осуществляет перенос веществ вертикально по стволу. за защитной корой между, собственно, древесиной расположен тонкий слой, т.н. камбий. каждый год камбий производит новый слой древесины: так появляются кольца, которые, если дерево спилить, указывают на его возраст. а кора, как кожа у человека, толще у взрослых деревьев и нежнее у молодых. ввиду вертикального устройства любое повреждение ствола однозначно вызывает ухудшение питания участка выше.
основное дыхание осуществляется именно листьями (иглами). средних размеров дерево производит приблизительно столько кислорода, сколько необходимо для жизни одному человеку. листья не только дарят кислород в обмен на углекислый газ, но и восхитительно пахнут, насыщая воздух своим здоровьем и силой. в листьях образуются органические вещества, опускающиеся вниз по стволу, из этих веществ камбий образует древесину. если дерево преждевременно желтеет или меняет иглы, необходимо проконсультироваться у специалистов леса.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга: первичные, вторичные, третичные; галлюцинации, иллюзии
ощущения. строение и функции анализаторов.
долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей — шероховатость, давление, температуру. на самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия. оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза. ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые улавливаются слуховыми рецепторами. в любом случае анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов — чувствительных нервных окончаний, или более сложных образований, реагирующих на или показатели окружающей их среды, и кончается в нейронах головного мозга.
рецепторы строго специализированы.
каждая их группа способна воспринимать и переводить на понятный нервной системе язык сигналов, то есть нервных импульсов, только определенный набор раздражений. но их опознание возможно только в коре большого мозг, где показания всех рецепторов, вызванные раздражением предмета, объединяются в единый образ о.
анализаторами называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. каждый анализатор обладает своей модальностью, то есть способом получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т. д. возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу — сигналы в форме потока нервных импульсов. но путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. здесь, в первичных чувствительных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах — формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слуха или осязания). наконец, в третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрение и слуха.
значение анализаторов.
события, которые развертываются перед нами в данный момент, мы воспринимаем четко и ярко. но мы можем представить себе и прошлые события, хотя они не будут такие яркие. поэтому спутать их с образами живой действительности невозможно. (правда, при некоторых заболеваниях могут возникать в сознании образы, которых на самом деле нет. тогда говорят о галлюцинациях. их появление может больного к ошибочным, а то и опасным действиям.)
достоверность получаемой информации.
как правило, анализаторы верное представление об окружающей действительности. однако возможны и ошибки, которые связаны с воздействием на рецепторы раздражителей, которые им не свойственны. например, при механическом раздражении рецепторов глаза (надавливание на глазное яблоко, удар) могут возникать различные световые ощущения, будто «искры из глаз». однако такие ощущения трудно спутать с картинами окружающей обстановки, потому что эти изображения возникают как бы внутри глаза.
некоторые ошибки восприятия вызываются причинами. ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, поскольку преломление света в воде и в воздухе различно. кажущиеся (ошибочные) изображения называют иллюзиями.
несмотря на иллюзорные восприятия, мы получаем более или менее верное представление об окружающей нас действительности, поскольку анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга. важное значение имеет и прошлый опыт. например, может показаться, что вдали рельсы сходятся в одной точке. но сколько бы мы ни пытались этой точки достичь, она все время как бы отодвигается, то есть постоянно находится от нас на одном и том же расстоянии. в конце концов, человек приходит к твердому убеждению, что схождение рельсов в одной точке лишь кажущееся, что это — иллюзия.
орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, чувствительные зоны коры большого мозга: первичные, вторичные, третичные; галлюцинации, иллюзии. фуф устал