Гликоген — (C6H10O5)n, полисахарид, образованный остатками глюкозы, связанными α-1→4 связями (α-1→6 в местах разветвления); основной запасной углевод животных. Гликоген является основной формой хранения глюкозы в животных клетках. Откладывается в виде гранул в цитоплазме во многих типах клеток (главным образом печени и мышц).
Гликоген иногда называется животным крахмалом, так как его структура похожа на амилопектин — компонент растительного крахмала. В отличие от крахмала, гликоген имеет более разветвленную и компактную структуру, не дает синей окраски при окраске йодом.
Гликоген образует энергетический резерв, который может быть быстро мобилизован при необходимости восполнить внезапный недостаток глюкозы. Гликогеновый запас, однако, не столь ёмок в калориях на грамм, как запас триглицеридов (жиров). Только гликоген, запасённый в клетках печени (гепатоциты) может быть переработан в глюкозу для питания всего организма. Содержание гликогена в печени при увеличении его синтеза может составить 5-6% от массы печени[1]. Общая масса гликогена в печени может достигать 100—120 граммов у взрослых. В мышцах гликоген перерабатывается в глюкозу исключительно для локального потребления и накапливается в гораздо меньших концентрациях (не более 1 % от общей массы мышц), в то же время его общий мышечный запас может превышать запас, накопленный в гепатоцитах. Небольшое количество гликогена обнаружено в почках, и ещё меньшее — в определённых видах клеток мозга (глиальных) ибелых кровяных клетках.
В качестве запасного углевода гликоген присутствует также в клетках грибов.
Метаболизм гликогена[править | править вики-текст]При недостатке в организме глюкозы гликоген под воздействием ферментов расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь. Регуляция синтеза и распада гликогена осуществляется нервной системой и гормонами. Наследственные дефекты ферментов, участвующих в синтезе или расщеплении гликогена, приводят к развитию редких синдромов — гликогенозов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Часть1. выберите один вариант ответа из четырех. 1. к какому классу относят позвоночных животных, имеющих сухую кожу, с роговыми чешуйками и сердце с неполной перегородкой в желудочке? а) костные рыбы; б) земноводные; в) птицы; г) пресмыкающиеся. 2. какие животные ловят добычу, выбрасывая изо рта широкий липкий язык, прикрепленный передним концом? а) лягушки; б) тритоны; в) черепахи; г) ящерицы. 3. какая особенность строения птиц указывает на их родство с пресмыкающимися? а) превращение передних конечностей в крылья; б) передвижение по суше с задних конечностей; в) сухая кожа, покровы образованы роговым веществом; г) отсутствие зубов, роговой чехол на клюве. 4. большую роль в уничтожении грызунов приносит: а) тетерев; б) орел беркут; в) белая куропатка; г) глухарь. часть 2. в1. выберите верное утверждение 1. птицы – первые наземные позвоночные животные. 2. яйца у птиц покрыты кожистой оболочкой. 3. у птиц четырехкамерное сердце. 4. птицы широко расселились на всех материках и островах. 5. копчиковая железа имеется у всех птиц. 6. выводковые птенцы – опушенные, зрячие. 7. самый многочисленный отряд – воробьинообразные. 8. перьевому покрову, птицы имеют обтекаемую форму тела. 9. ночью птицы ориентируются в пространстве с обоняния. 10. артериальная и венозная кровь у птиц смешивается в сердце. в2. установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен. признак животного класс а) кожа с роговыми чешуйками или щитками 1) пресмыкающиеся б) копчиковая железа у основания хвоста 2) птицы в) отсутствие зубов на челюстях г) грудина с килем д) температура тела непостоянная а б в г д в3. распределите рептилий в соответствии с их принадлежностью к . рептилии отряды а) серый варан 1) крокодилы б) уж обыкновенный 2) чешуйчатые в) каймановый аллигатор 3) черепахи г) кожистая черепаха д) анаконда е) гавиаловый аллигатор выберите три верных ответа из шести. в4. каких животных относят к классу пресмыкающихся? 1) прыткая ящерица; 2) серая жаба; 3) болотная черепаха; 4) обыкновенный тритон; 5) прудовая лягушка; 6) нильский крокодил. в5. установите последовательность, отражающую положение вида в системе органического мира, начиная с наименьшей категории. запишите соответствующую последовательность цифр. 1) гусеобразные 4) гуси 2) хордовые 5) серый гусь 3) черепные 6) птицы дайте развёрнутый ответ. с1. в чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? с2. объясните народную поговорку «как с гуся вода».
а
а
а
в
б
г
а
г
г
б
а
в
ток что знаю