Отличия условных рефлексов от безусловных.
• Безусловные рефлексы — врожденные, условные — приобретаются в течение жизни, поэтому первые отражают видовые особенности организма, а вторые — индивидуальные.
• Безусловные рефлексы относительно постоянны в течение жизни особи, условные — образуются, изменяются и исчезают, когда они становятся неадекватными условиям жизни особи.
• Безусловные рефлексы путям, определенным генетически, а условные — по функционально организующимся временным (замыкательным) связям.
• Безусловные рефлексы свойственны всем уровням центральной нервной системы и преимущественно осуществляются ее низшими отделами (спинной мозг, стволовый отдел, подкорковые ядра). Условные рефлексы для своего образования и реализации требуют целостности коры больших полушарий, особенно у высших млекопитающих.
• Каждый безусловный рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители. Условные рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители.
• Безусловные рефлексы возникают на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать, а условные — при организм к действию стимула, которое еще предстоит испытать, т.е. имеют сигнальное (предупредительное) значение.
Формирование условных рефлексов осуществляется с механизмов памяти.
Торможение условных рефлексов
Изучение процессов торможения выявило две их формы — врожденные и приобретенные.
Врожденные формы торможения — внешнее и запредельное торможение.
Внешнее торможение — это торможение, которое проявляется в ослаблении или прекращении наличной условнорефлекторной реакции при действии какого-либо постороннего раздражителя.
Гаснущий тормоз — это посторонний сигнал, который с повторением его действия теряет свое тормозящее влияние, так как не имеет существенного значения для организма. В обыденной жизни на человека действует масса посторонних сигналов, на которые он сначала обращает внимание, а затем перестает их замечать. Постоянный тормоз — это такой посторонний раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия. Сюда относят болевые раздражители, раздражения от переполненных внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.). Эти раздражители имеют существенное значение для человека и требуют от него принятия решительных мер к их устранению.
Запредельное (охранительное) торможение возникает при действии на корковые клетки чрезвычайно сильных или длительных условных раздражителей. Между силой условного раздражителя и величиной ответной реакции имеется определенное соответствие («закон силы»): чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условнорефлекторная реакция..
Приобретенное (внутреннее, или условное) торможение уловных рефлексов требует выработки. Отсюда название — условнорефлекторное торможение. Согласно И.П.Павлову, оно локализовано в пределах («внутри») центральных структур условнорефлекторного акта. Внутренне заторможенные условные рефлексы называют также отрицательными условными рефлексами.
11 Условные рефлексы, как и безусловные заложены в человеческой нервной системе. Разница в том, что условные рефлексы требуют своего развития. Но, это не означает, что условные рефлексы себя не проявят. Человеческая непредсказуемость в том и состоит, на сколько "правильно" развиты эти рефлексы.
вот оцени
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
35. в результате оползня съехал участок леса, обнажив голую каменную поверхность скалы. в течение нескольких веков на скальной площадке будут формироваться, сменяя друг друга, биоценозы, пока не восстановится участок леса. иными словами, будет происходить эколо- гическая сукцессия. как называется такая сукцессия?
1. У особи с генотипом aabb будет образовываться всего один тип гамет - ab.
2. Попытаюсь разъяснить метод решения подобных задач на двух законах Менделя (решение моё собственное, задачи взяты с сайта interneturok):
Задача 1.ᅠУ мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью. Каковы генотипы потомства?
Итак, мы видим текст задачи. На основе этого текста составляем условие: коротко излагаем содержание текста, выбрасываем лишнее и оставляем главное.
ᅠУсловие: cкрестили мышь с коричневой окраской с мышью с серой окраской, особи гомозиготны (чистые линии) в потомстве были получены коричневые мыши, определите генотипы потомства, если коричневая окраска доминирует над серой.
Условие составлено, и теперь составляем Дано на основе этого условия. В дано мы вписываем генотипы, если они даны (в данном случае нет), и какой ген за что отвечает. A - доминантный ген, всегда подавляющий рецессивный, и a - рецессивный ген, который подавляется доминантным полностью или частично (полное или неполное доминирование). У нас доминирует коричневая окраска, значит это ген A, а подавляется серая, значит это ген a. К тому же организмы будут гомозиготны (гомо - одинаковый), так как в условии сказаны ЧИСТЫЕ ЛИНИИ, а они имеют одинаковый ген - либо AA, либо aa.
ᅠДано: A - коричневая окраска мыши, a - серая окраска, родители гомозиготны по признаку.
Теперь приступаем к решению задачи. Нам нужно определить генотипы потомства, если в потомстве мыши имеют коричневый цвет. Родитель у нас коричневый (это ген A), к тому же гомозиготный, значит это AA. С серой окраской так же - серый это ген a, гомозигота - значит второй тоже a. Теперь просто скрещиваем:
ᅠРешение:
ᅠp ♀ AA x ♂ aa
ᅠG A a
ᅠF Aa
Задача решена и ответ получен - генотип потомстве Aa, при этом условия соблюдаются - в потомстве получается коричневая мышь, так как доминантный ген подавит рецессивный. p - обозначение родительских особей, G - гамет, которые эти родительские особи дают (одна особь может дать только одну гамету), F - поколение потомков, в котором обозначается их возможный генотип. У нас он один - Aa. Записываем ответ согласно результату задачи:
ᅠответ: Aa - генотип полученного потомства.
ᅠЭто задача на первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Он гласит, что при скрещивании двух организмов разных чистых линий в гибридах первого поколения все особи унаследуют признаки только одного из родителей.
Задача 2.ᅠПродолжить скрещивание гибридов, полученных в результате первого скрещивания, и определить расщепление по генотипу и фенотипу в гибридах второго поколения.
Здесь мы скрещиваем полученное Aa из первой задачи с таким же Aa, составляем условие:
ᅠУсловие: скрестить гибриды первого поколения с генотипом Aa между собой и установить расщепление по генотипу и фенотипу в гибридах второго поколения.
Фенотип - это внешние признаки, а генотип - гены, которые эти признаки кодируют. Нам нужно разложить по полочкам внешние признаки и сами гены, которые их кодируют (одинаковые гены в паре или нет).
ᅠДано: A - коричневая окраска мыши, a - серая окраска, гибриды первого поколения с генотипом Aa.
ᅠРешение:
ᅠp₁ ♀ AA x ♂ aa
ᅠG₁ A a
ᅠF₁ Aa
ᅠp₂ ♀ Aa x ♂ Aa
ᅠG₂ A, a A, a
ᅠF₂ AA; Aa; Aa; aa
Начало мы переписываем из первой задачи, а конец уже составляем сами. При этом размечаем первое и второе поколение нижними цифрами (индексами). Скрещиваем Aa и Aa, при этом отмечаем, что в паре гены разные, то есть один родитель может дать как A, так и a ген. Так же учитываем, что нам надо скрестить каждый ген между собой. Отсюда мы понимаем, что у нас получается четыре вариации генотипа у потомства. Три из них будут коричневыми (доминантный подавит рецессивный в Aa), а один серый - aa. Теперь расщепляем, по генотипу смотрим одинаковые - 1:2:1 (одинаковые только Aa, их число и записываем), а по фенотипу 3:1 (так как коричневых мышей у нас 3, а серая 1). Записываем в ответ.
ᅠответ: по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1.
ᅠЭто задача на второй закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Он гласит, что при скрещивании двух организмов разных чистых линий, гетерозиготных по признаку, в поколении гибридов будет наблюдаться расщепление по фенотипу 3:1 и по генотипу 1:2:1.