Высшая нервная деятельность — это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях.
Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию «психическая деятельность». Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.
Основная роль в осуществлении высшей нервной деятельности у высших животных и человека принадлежит коре больших полушарий.
Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается. Они теряют тонко при к внешней среде и самостоятельно существовать в ней.
Чем выше уровень организации животного, тем большее влияние на его жизнедеятельность оказывает кора больших полушарий. Человек, лишённый коры больших полушарий (анэнцефалия), практически нежизне Высшая нервная деятельность включает в себя совокупность условных и безусловных рефлексов, мышление, память, логику, речь и эмоции.
Высшие психические функции
Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира.
Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Ощущения дают материал для восприятия и мышления, т. е. являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.
Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент.
Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С внимания обеспечивается отбор необходимой информации.
Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий переключать внимание с одних раздражителей на другие. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание.
Память сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.
Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов:
запоминание;
хранение;
воспроизведение информации.
Различают следующие виды памяти:
сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд;
оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Она также необходима при чтении и удерживать информацию из предложения, которое только что было прочитано, чтобы понять смысл следующего предложения. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью;
кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов);
долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём.
Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным:
произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памяти определённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий;
непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения. Непроизвольное воспроизведение информации возникает под влиянием мыслей и чувств, вызванных деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги кинофильма, разговор и т. п.).
Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации.
По запоминания:
механическая память;
зрительная память;
слуховая память.
Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
.. 1)Выбери три верные утверждения, характеризующие стадию дробления эмбриогенеза животных (запиши в ответе цифры в порядке возрастания. Пример: 246): 1) происходит перемещение клеточного материала, и образуется двухслойный зародыш; 2) формируется гибкий скелетный тяж под нервной трубкой; 3) образующиеся клетки называют бластомерами; 4) процесс завершается образованием бластулы; 5) процесс завершается образованием однослойного шарообразного зародыша; 6) образовавшиеся клетки увеличиваются в размерах. 2)Выбери три верные утверждения, характеризующие стадию гаструляции эмбриогенеза животных (запиши в ответе цифры в порядке возрастания. Пример: 246): 1) процесс завершается образованием бластулы; 2) образуется зародыш, состоящий из двух слоёв клеток: эктодермы и энтодермы; 3) характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь; 4) образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах; 5) часть клеток бластодермы впячивается внутрь шара; 6) образовавшиеся клетки делятся амитозом. 3)Установи последовательность стадий эмбрионального развития хордовых (запиши в ответе цифры. Пример: 7132456): 1) двухслойный зародыш; 2) гаструляция; 3) однослойный шарообразный зародыш; 4) нейрула; 5) формирование систем органов; 6) зигота; 7) деление клеток без их роста. 4)Определи, из каких элементов нейрулы развиваются следующие структуры позвоночных животных: А) наружный слой кожи; Б) спинной мозг; В) жабры; Г) яичники.
Достижения в области культуры клеток и тканей привели к созданию принципиально нового метода вегетативного размножения - клонального микроразмножения. Клональное микроразмножение - получение in vitro, неполовым путем, генетически идентичных исходному экземпляру растений. В основе метода лежит уникальная растительной клетки реализовывать присущую ей тотипотентность. Термин "клон" был предложен в 1903 году Уэбстером (от греческого klon - черенок или побег, пригодный для размножения растений) . В соответствии с научной терминологией клонирование подразумевает получение идентичных организмов из единичных клеток. Этот метод имеет ряд преимуществ перед существующими традиционными размножения:
-получение генетически однородного посадочного материала;
-освобождение растений от вирусов за счет использования меристемной культуры;
-высокий коэффициент размножения (105 - 106 - для травянистых, цветочных растений, 104 - 105 - для кустарниковых древесных растений и 104 - для хвойных) ;
-сокращение продолжительности селекционного процесса;
-ускорение перехода растений от ювенильной к репродуктивной фазе развития;
-размножение растений, трудно размножаемых традиционными
-возможность проведения работ в течение всего года;
-возможность автоматизации процесса выращивания.
Пионером клонального микроразмножения считается французский ученый Жан Морель, который в 50-х годах двадцатого века получил первые растения - регенеранты орхидей.