Цель урока: развитиеe интеллектуальных и творческих обучающихся в процессе изучения вклада Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории.
Методы обучения: Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», сокращенно технология РЧКМП.
Формы реализации методов обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, решение проблемных задач.
Задачи урока:
предметные – познакомиться с вкладом Ч. Дарвина в формирование эволюционной теории.личностно-ориентированные - формирование познавательных интересов и мотивов; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а всё негодное и безобразное выступало ещё ярче и казалось ещё хуже. Тролля это ужасно потешало, а его ученики бегали повсюду с зеркалом. Наконец они решили взобраться на небо и посмеяться над самим Творцом. Они поднимались всё выше и выше, и вдруг зеркало выпало и разбилось на множество осколков. Осколки разлетелись по белу свету. Одни стали попадать людям в глаза, и человек видел в каждой вещи только плохое, а другие попали людям в сердце, и сердце превращалось в кусок льда. Злой тролль видел всё это и хохотал.
В большом городе жили по соседству двое бедных детей — Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. Обе семьи выращивали цветы, и дети любили сидеть возле кустов с розами.
Однажды, сидя возле кустов и читая книгу, Кай вскрикнул: ему что-то попало в глаз и кольнуло в сердце. Это были осколки дьявольского зеркала. Теперь сердце Кая превратилось в кусок льда, и он начал всё видеть в искажённом виде. Прекрасные розы ему стали казаться гадкими, а взрослых он передразнивал и грубил им.
Наступила зима. Однажды Кай пошёл на большую площадь кататься на санках. Внезапно там появилась ослепительная женщина в белом на больших санках — Снежная королева. Кай привязал к её санкам свои и покатил. Вскоре они выехали за ворота города. Снежная королева завернула Кая в свою шубу, поцеловала мальчика, и он забыл про Герду и всех домашних.
Когда Кай не вернулся домой, Герда много плакала. Она не верила, что Кай умер, и отправилась на его поиски. По дороге девочка попала к старушке-чародейке, у которой был чудесный сад. Чары старушки заставили Герду забыть обо всём, и она осталась в доме с чудесным садом, где всегда было лето. Но однажды девочка увидела розы, которые напомнили ей о доме, и всё вспомнила. Она спросила цветы в саду, видели ли они Кая под землёй. Получив отрицательный ответ, Герда поняла, что Кай жив.
Вскоре Герда встретила большого ворона. У ворона была невеста, которая жила во дворце. От неё ворон узнал, что принцесса, большая умница, выходит замуж. Вороны описали внешность жениха, и Герда решила, что это и есть Кай.
С ворона и его невесты Герда проникла во дворец, но жених принцессы оказался не Каем. Выслушав историю девочки, принцесса подарила ей золотую карету с кучером и слугами, новые башмачки и красивую одежду.
В лесу на Герду напали разбойники. Они убили кучера и слуг, девочку взяли в плен. Маленькая разбойница, дочка атаманши, оставила Герду у себя. Она показала Герде свой зверинец, в котором были Северный олень из Лапландии и лесные голуби. Услышав историю Герды, лесные голуби сказали, что видели Кая в санках Снежной королевы по дороге в Лапландию. Маленькая разбойница отпустила Герду вместе с Северным оленем на его родину.
Северный олень привёз девочку к старой лапландке, которая дала письмо к старой финке, живущей возле царства Снежной королевы. Финка сказала, что пока у Кая в сердце и в глазу осколки зеркала, он не будет прежним, но Герда растопит лёд силой своего невинного детского сердца. В царство Снежной королевы Герда пришла одна, Северный олень не мог её туда сопровождать.
Посиневший от холода, но не чувствующий его из-за поцелуя Снежной королевы, Кай складывал из льдинок различные фигуры. Он хотел сложить слово «вечность», тогда Снежная королева подарила бы ему весь свет и пару новых коньков. Герда бросилась к Каю и горячими слезами растопила лёд. Кай заплакал, и осколок выпал из его глаза.
Кай с Гердой вернулись домой. По дороге они встретили Северного оленя и выпили молоко его молодой жены, отогрелись у финки, посетили лапландку. В лесу они встретили молодую разбойницу, которая рассказала о том, что ворон умер, и ворона осталась вдовой. Разбойница обещала при возможности навестить их. А дома их ждали два куста, усыпанных прекрасными розами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
А. Какая кровь течёт в венах малого круга кровообращения у птиц? 1) венозная 2) смешанная 3) артериальная 4) насыщенная углекислым газом А1. Из крови голубя углекислый газ удаляется через 1) жабры 2) трахеи 2) почки 4) лёгкие А2.Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц? 1) два круга кровообращения 2) четырёхкамерное сердце 3) разветвлённая сеть капилляров 4) автоматия сердечной мышцы А3.Четырёхкамерное сердце имеется у: 1) земноводных 2) птиц 3) пресмыкающихся 4) рыб А4. Какая кровь находится в правой половине сердца птицы: 1) венозная 2) артериальная 3) смешанная. А5. Важнейшим при птиц к полету является: 1) два круга кровообращения 2) наличие ребер и грудины 3) три пальца на передних конечностях 4) наличие полостей в костях А6. Выделительная система птиц представлена: 1) вторичными тазовыми почками 2) нефридиями 3) первичными тазовыми почками 4) клоакой А7.Куда у птицы открывается проток копчиковой железы: 1) в клоаку 2) на кожу 3) в мочеточник 4) в ротовую полость А8. Высокая интенсивность обмена веществ у птиц — следствие возникновения у них в процессе эволюции 1) четырехкамерного сердца и теплокровности 2) разнообразных тканей 3) легочного дыхания 4) развитой пищеварительной системы А9. Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся? 1) обилие желтка в яйце 2) откладывание яиц 3) выкармливание потомства 4) внутреннее оплодотворение В. Важнейшим эволюционным приобретением птиц можно считать: 1) откладывание яиц 2) наличие клоаки 3) появление теплокровности 4) разделение крови на венозную и артериальную В1. Высокий уровень обмена веществ позволяет птицам 1) расходовать во время полета много энергии 2) откладывать яйца в гнезда 3) заботиться о потомстве 4) питаться растительной и животной пищей В2. Желудок птиц имеет: 1) три отдела – железистый, мускульный и цедильный 2) один отдел-мускульный 3) два отдела – железистый и мускульный 4) два отдела – мускульный и цедильный В3. Какой орган пищеварения возник у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов: 1) зоб 2) мускульный отдел желудка 3) железистый отдел желудка 4) тонкий кишечник В4. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен: 1) передние воздушные мешки 2) задние воздушные мешки; 3) легкие 4) трахея. В5. Назовите явление, с которым связано увеличение размеров мозжечка птиц: 1) сложное поведение 2) совершенное зрение 3) сложное движение во время полёта 4) острый слух В6. Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез: 1) яичника 2) семенника 3) яйцевода 4) клоаки В7. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, яйцо 1) не имеет оболочки 2) покрыто кожистой оболочкой 3) покрыто известковой скорлупой В8. По своему строению зародыш птицы напоминает зародыша пресмыкающегося. Это свидетельствует: 1) о разнообразии птиц; 2) о родстве птиц и пресмыкающихся 3) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися 4) о развитии организмов. В9. Установите последовательность органов, образующих пищеварительную птиц 1)желудок 2) ротовая полость 3) пищевод с зобом 4) задняя кишка 5) тонкая кишка 6) клоака
А) 3
А1) 4
А2) 2
А3) 1и3
А4) 1
А5) 4
А6) 1
А7) 2
А8) 1
А9) 1и4
В) 1и3
В1) 4
В2) 3
В3) 1и2
В4) 3
В5) 3
В6) 3
В7) 2
В8) 4
В9) 231546