Много есть озер на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: “Обернись, Ангара, обернись! ” И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: “Разоряет дочка старика Байкала! ”
Объяснение:
нажмите лучших ответ и лайк
Mening eng sevimli qahramonim.
Menimcha, har bir inson sevimli adabiy qahramoniga ega bo'lishi kerak, uni doimo eslab turadi, unga o'xshamaslikka harakat qiladi. Sevimli qahramoningiz haqida gapirish, unutilmas taassurot qoldirganda, uning xotirasida chuqur iz qoldirganida eng yaxshisidir. Men suyukli qahramonim odamlarga mehr-muhabbat, mehr-oqibat va tushunish bilan munosabatda bo'lgan, ularga nisbatan odobli va halol munosabatda bo'lgan odam ekanligiga ishonaman. Bu fazilatlarning barchasi uzoq vaqtdan beri mavjud, shuning uchun ular mening qahramonimni e'tiborsiz qoldirolmadilar, chunki ularsiz sevgi, do'stlik, o'zaro tushunish bo'lmaydi. Shunday qilib, mening sevimli qahramonim prinsipial, halol, ochiq va mehribon inson.
Men Vladimir Ustimenkoni eng sevimli qahramonim deb bilaman. Men u haqida batafsil ma'lumotni Y. Nemis trilogiyasining birinchi kitobidan - “Siz xizmat qilayotgan ish” dan bilib oldim. Muallif romanda urushdan oldingi tashvishli yillarni ko'rsatgan, qahramon Vladimir Ustimenkoning yoshligi va uning tanlagan yo'li to'g'risida so'zlab bergan. Bundan tashqari, Y. German, bu ajoyib shifokor va shaxsning shakllanishiga ta'sir ko'rsatgan Volodyaning qadimgi do'stlari haqida gapirdi.
Mening sevimli qahramonim - mening idealim, meni turli masalalarda ruhiy qo'llab-quvvatlaydigan ruhiy murabbiy. Vladimir boshqa fanlar orasida birinchi navbatda tibbiyotda birinchi o'rinda turadigan kishi edi. Uning uchun "u ishlagan" ishdan tashqari boshqa hech narsa yo'q edi. Dori-darmonsiz, uning hayoti zerikarli va ma'nosiz bo'lardi.
Сделай мой ответ лучшим.
Удачи
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По казахстана 5 класс написать план на тему гунны. напишите территорию, внешняя политика и распад государства.
цель: определить вляиние гуннов на формиование казахского народа.
учебно-воспитательные :
а) образовательные:
- определить продвижение племен и становление ранних государств у гуннов, их взаимоотношениях с соседними племенами, с китаем;
- дать оценку действиям предводителям гуннов модэ, чжичжи, аттилы.
б) развивающие:
- внимание, память, воображение, мышление, логику.
в) воспитательные:
- воспитывать патриотизм, уважение к своей страны, любовь к своей земле.
тип урока: комбинированный.
оборудование, наглядные пособия:
слайды, раздаточный материал,
методы: работа с интерактивной доской, проблемный, лабораторная работа.
ход урока.
1. орг. момент.
привлечение внимания учеников к уроку, проверка присутствия на уроке, проверка подготовки к уроку.
давайте с вами посмотрим на окно и улыбнемся сегодняшнему дню. давайте посмотрим на наших гостей и улыбнемся им. давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. и с хорошим настроением начнем наш урок.
мой казахстан!
моя страна!
мой край степной
моя отчизна!
пришли иные времена
на смену прошлой
горькой жизни.
ж. мулдагалиева
многое пришлось пережить нашему народу, много несчастий выпало на его долю, и поэтому стремление быть свободным, независимым всегда освещало его путь в будущее. нам современным жителям рк нельзя забывать тех, кто своими подвигами создал процветающий казахстан. мы конечно говорим о тех племенах, которые заложили основу казахской государственности.
какие вы можете назвать племенные союзы, которые заложили основы современного государства?
2. проверка .
на прошлом уроке мы с вами прзнакомились с положение государства кангюев. а сейчас мы посмотрим как вы усвоили . я вам карточки с , ответить на которые вы должны в течение 10 минут. карточки разбиты на 3 группы .
1 вариант