Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Задание 1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в тоже время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты...», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли...» А)Что в человеке интересует философскую антропологию? В чём специфика философско-антропологического знания? Б)сВ ответ на какие специфические нужды общества оно появилось? В) Зачем оно необходимо современному человеку и науке? Г)Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов? Задание 2. Прочтите текст и ответьте на во Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает… Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть…, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование… Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне… …Если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным… Однажды брошенный в мир, отвечает за все что делает… Человек ответствен за свои страсти. Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой… Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю… Если верю, что, находясь в какой-то ситуации…, я вынужден выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за выбор… Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но все же не имеет ничего общего с капризом… Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора» . Во Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь? 2. Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное? 3. Если все дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?
А) Философская антропология интересуется различными аспектами человеческого бытия, его сущности, природы и поведения. Она исследует, каким образом человек взаимодействует с окружающим миром, какими принципами он руководствуется в своих поступках и решениях, а также как он влияет на общественные процессы. Философская антропология касается вопросов о смысле жизни, ценностях, свободе, ответственности и многом другом.
Специфика философско-антропологического знания заключается в том, что оно стремится к объяснению сущности человеческого бытия с учетом всех его аспектов - физического, психологического, социального и духовного. Оно также отличается своей междисциплинарностью, то есть связывает в себе знания из разных областей гуманитарных и естественных наук.
Б) Философская антропология появилась в ответ на специфические нужды общества, такие как потребность в понимании смысла жизни, ценностей и нравственности. Она помогает людям осознать свою роль и место в мире, понять, как они взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, а также каким образом они формируют общественные отношения и институты. Философская антропология способствует развитию диалога и обмену идеями между людьми, а также стимулирует развитие науки и образования.
В) Философская антропология необходима современному человеку и науке по нескольким причинам. Во-первых, она помогает нам лучше понять себя и других людей, развивает наши критическое и аналитическое мышление, способствует саморефлексии и самоосознанию. Во-вторых, она помогает нам разобраться в сложных этических и моральных вопросах, связанных с развитием науки и технологий. В-третьих, философская антропология позволяет нам более глубоко понять исторические, социальные и культурные аспекты нашей жизни, а также прогнозировать и анализировать будущие изменения.
Г) В философии и теологии исследование человека имеет некоторые отличия в подходах. В философии, антропология рассматривается как философская дисциплина, которая исследует человека как самостоятельное существо, его сущность, цели и место в мире. В теологии, антропология изучает человека в отношении к религии и вере, его отношение к Богу и духовной сфере. Теологический подход часто ориентирован на религиозные доктрины и веру, в то время как философская антропология стремится к объективному анализу и пониманию человеческого бытия без привязки к конкретным религиозным воззрениям.
Задание 2:
1) Выражение Сартра "Человек осужден быть свободным" означает, что каждый человек неизбежно обречен жить в состоянии свободы и несет ответственность за свои действия и решения. Свобода здесь понимается как возможность выбирать и принимать собственные решения, не зависимо от внешних обстоятельств и влияния других людей.
2) Свобода человека не означает отсутствие ответственности. Напротив, согласно экзистенциализму, свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Человек несет ответственность за свои выборы и действия, так как имеет возможность влиять на свою судьбу и на окружающий мир. Ответственность является неотъемлемой частью свободы.
3) Выражение "если все дозволено" не означает нравственную безответственность человека. Экзистенциализм утверждает, что хотя человек свободен в выборе своих действий, он также несет ответственность за последствия этих действий. Поскольку свобода не оправдывает нездорового эгоизма и безразличия к другим людям, нравственные нормы и ценности остаются значимыми руководствами для принятия правильных решений. Человек должен самостоятельно определять свои нравственные принципы и действовать в соответствии с ними, несущим при этом полную ответственность за свои поступки.