заготовки продуктов на Руси
заготовки продуктов на Руси
На Руси знали много заготовки продуктов впрок. Естественно, широко использовали холод для сохранения скоропортящихся продуктов. В записках Айрмана о Прибалтике и Московии 1666–1670 гг. говорится: «Выловленную в начале зимы рыбу выбрасывают из сетей прямо на снег. Здесь ее непрерывно забрасывают снегом и немного поливают водой, пока она не обмерзнет. В таком виде рыбу свозят на свои дворы и укладывают под открытым небом крест-накрест, как поленья. Мороженую рыбу везут на санях в ближние и дальние города и продают вместо свежей» (Забелин И., 1905). Широко использовались ледники для хранения самых различных продуктов.
Теперь мы знаем, на чем основано холодильное хранение продуктов. В основе всех жизненных процессов лежат различные химические реакции. Чем ниже температура, тем медленнее они протекают. Практически при снижении температуры на 10 °C скорость реакций замедляется вдвое. На столько же замедляется и развитие микроорганизмов при охлаждении. При температуре ниже 0 °C развитие микроорганизмов прекращается, так как вода замерзает.
Умели в Древней Руси сушить и вялить продукты, солить мясо и рыбу, квасить капусту, солить огурцы и грибы, варить варенье, хранить фрукты и ягоды в патоке, делать сухие пастилы, использовать уксус. Секреты заготовки продуктов бережно хранили и передавали от отцов к детям, от бабушек к внучкам, а когда появилась письменность — стали записывать их, чтобы сохранить для потомства.
«Домострой»
Одним из самых древних письменных памятников, дающих нам представление о хозяйстве русского горожанина XV–XVI вв., является замечательный памятник нашей культуры — «Домострой». В нем содержится свод правил, которыми должен был руководствоваться горожанин в отношениях со светскими и духовными властями, домочадцами и слугами, приводится ряд правил по ведению хозяйства, приготовлению пищи, заготовке и хранению продуктов. Хотя составление «Домостроя» относится к XVI в., записанные в нем правила сложились много раньше и дают представление о быте русских людей XV в. и даже более раннего периода.
Составителем дошедших до нас списков «Домостроя» был священник Сильвестр Богоявленского собора в Кремле (умер в 1577 г.), один из воспитателей Ивана Грозного, впоследствии впавший в немилость.
I. В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая
рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки…
1. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.
2. …господин был встречен трактирным слугою…
3. Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.
II. Весь следующий день посвящен был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам.
1. Был с почтением у губернатора. .
2. Внимание приезжего особенно заняли помещики Манилов и Собакевич.
3. О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами…
4. На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру…
III Все чиновники были довольны приездом нового лица.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что такое инстинкт? Приведите примеры инстинктов. Почему в современной этологии этот срок начинают заменять на «стратегия поведения»?
Группы инстинктов:
• Индивидуальные - осуществление особью действий для ее выживания (пищевые, питьевые, защитные, регуляция сна и бодрствования, терморегуляция, исследовательские, игровые, инстинкты строительства жилья и т.п.);
• репродуктивные - в большинстве осуществления особями разного пола действий для размножения (половые, родительские, материнские, гнездовые, территориальные и т.п.);
• социальные - осуществление действий группой особей для выживания (иерархия в группе, миграции, ориентирование в группе и т.д.).
Примеры инстинктов .
Умение пчел строить соты. Цапля знает как собирать ветки для гнезда. Медведь знает как строить берлогу. Дорожная оса готова искать и парализовать пауков. Птица пронурок умеет бегать дном ручья. Дождевой червь затягивает листья под землю. Оса запоминает расположение предметов для возвращения в норку. Мелкий рачок мокрица Реомюра в пустыне весной строит норку, когда один ищет пищу, второй закрывает вход своим телом для поддержания влажности. Ночные бабочки в темноте ориентируются по источникам света. Умение птиц строить гнезда, высиживать птенцов, заботиться о потомстве, миграции.
Поскольку каждая поведенческая реакция формируется исключительно на основе наследственности или научение, термин «инстинкт» начинают заменять на срок стратегия поведения.