1710-1713 - велась Россией как следствие разгрома шведских войск (союзников Турции) в Полтавской битве. Король Швеции Карл XII бежал в Турцию.
В 1710 году Россия в ультимативной форме потребовала выдачи Карла XII, в ответ турецкий султан посадил царских гонцов и российского посла П.А.Толстого в Стамбуле в Семибашенный замок и на заседании Дивана (Сената) было решено начать войну с Россией.
В мае — июне 1711 года российская армия под командованием Петра I, который состоял в союзе с молдавским господарем Д.Кантемиром, вступила в Молдавию (Прутский поход), но была окружена превосходящими силами турок у Н.Станилешти (юго-восточнее Ясс) и понесла большие потери. Петру I удалось заключить Прутский мир (подписан 12.7.1711г. на р.Прут, близ г.Яссы), по которому Россия возвращала Турции Азов, обязывалась срыть крепость в Таганроге и др. Турция обещала выслать со своей территории Карла XII. Вялотекущая война завершилась в 1713 году подписанием Адрианопольского мира (на северо-западе Турции), который подтвердил условия Прутского мира и в целом был невыгодным, но необходимым, для России.
Библия повествует, что сотворив мир, а с ним и первого человека, Адама, Бог поселил его в Эдеме, прекрасной местности на Востоке, орошаемой четырьмя реками (Месопотамия). Здесь жил Адам в райском саду, полном великолепных плодовых деревьев. Посреди сада росли два дерева – одно называлось «деревом жизни», а другое – «деревом познания». Бог сказал Адаму: «Ты можешь есть плоды от всех деревьев, кроме плодов от дерева познания».
Счастливо жил Адам в саду Эдема, но он был одинок. Тогда Бог сказал: «Нехорошо человеку жить одному; надо создать ему ». Однажды, когда Адам крепко спал, Бог отнял от его тела один бок (ребро) и сотворил из него женщину. Первая женщина получила имя Ева (Хава), что означало «жизнь».
В саду Эдема Адам и Ева жили счастливо, как дети, ходили нагими и не стыдились своей наготы.
Но коварный змей стал уговаривать Еву вкусить запретных плодов от дерева познания, уверяя, съев их, она подобно Богу, начнёт понимать и добро и зло. Любопытная Ева съела несколько плодов с запретного дерева и дала съесть их Адаму. И стали они понимать то, чего раньше не понимали. Они впервые устыдились своей наготы и сшили себе пояса из фиговых листьев
Боясь наказания от Бога за нарушение его приказа, Адам и Ева спрятались. Но Адам услышал голос Бога: «Где ты?» Адам ответил: «Я устыдился своей наготы и поэтому спрятался». Бог спросил: «Кто же сказал тебе, что ты наг? Не вкусил ли ты от плодов дерева, которые Я запретил тебе есть?». Адам признался, что ел плоды.
Бог проклял змея-искусителя, а Еве сказал: «Я умножу твои печали; в болезни будешь рождать детей, а муж твой будет властвовать над тобою». Адаму же сказал Бог: «В поте лица твоего будешь ты добывать на земле хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, потому что ты прах и в прах обратишься».
За первый грех люди были обречены на труд и страдания. Согласно Библии, Бог изгнал Адама и Еву из Эдема, и им пришлось жить, возделывая землю.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какими внутриполитическими действиями знаменит Казимир Ягайлович?
В 1468 г. увидел свет первый свод законов ВКЛ. Он получил название «Судебник Казимира». В нем были определены единственные три вида наказаний: денежный штраф, побои, смертная казнь.
Во времена Казимира происходило усиление высшего органа государства — Рады ВКЛ (Панов-Рады). В XTV в. рада существовала как совещательный орган при великом князе. В XV в. она приобрела самостоятельное значение. Как польский король
Казимир много времени должен был находиться в Польше. В его отсутствие Рада решала все главные вопросы в ВКЛ. Рада состояла из крупнейших феодалов, католических епископов и высших должностных лиц. Главными среди них были воеводы, сменившие в XVв. наместников. Они возглавляли крупные территориальные единицы — воеводства.
Во времена Казимира возросло значение сеймов. В их основе лежала давняя традиция веча. На сеймы собиралась не только Рада. В них принимали участие и все желающие феодалы. Они не хотели, чтобы в государстве важные вопросы решались без них. Предложения сейма нельзя было не учитывать: недовольное рыцарство могло не одобрить налогов на ведение войны.