Что в нашей жизни самое ценное? Люди по-разному отвечают на этот вопрос. Некоторые мои одноклассники считают, что это «крутой» скутер или телефон, моя бабушка говорит, что самое ценное – это здоровье, а лично я думаю, что это семья. Почему? Да потому что в дружной семье все счастливы, любые неприятности и беды можно сообща преодолеть, а главное - дети в таких семьях чувствуют себя защищёнными, нужными, а родители считают своих детей самой большой ценностью жизни.
Но так бывает не у всех. Нередко дети в семьях страдают, потому что родители их не любят и не заботятся о них, бывает, что родителей вообще нет или они лишены родительских прав. И в этих случаях на защиту ребёнка встаёт государство. Чтобы детям, государству не придётся ничего выдумывать и сочинять, нужно просто выполнять то, что прописано в Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1989 года или следовать принципам Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Я считаю, что знакомить с ними учеников надо с первого класса.
Эти документы выработаны совместно представителями многих государств и могут ребёнку любого цвета кожи, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Ведь не во всех странах детей балуют и оберегают, как в Японии. Есть и другие примеры: в Африке дети до сих пор голодают и не учатся, а в Англии взрослые добрее и внимательнее относятся к домашним животным, чем к собственным детям. У каждого народа свои традиции. В Древней Спарте, например, хилых новорождённых младенцев сбрасывали со скалы! А Конвенция о правах ребёнка прямо указывает, как нужно относиться к ребёнку, чтобы он вырос достойным человеком и сделал наше будущее счастливым. Под её защитой находится всё подрастающее поколение нашей страны. В этом я убедился на примере собственной семьи.
Мне с семьёй не очень повезло. Мама и папа дружили со школы, а сразу после окончания учёбы пошли работать – мама кондуктором на автопредприятие, а папа на ремонтно-механический завод. Оба в школе учились хорошо, могли бы получить профессию, но не стали учиться, им хотелось самостоятельности. Потом они поженились, когда маме исполнилось 18 лет. Через три года родился я. Папа к тому времени бросил работу, семью содержала одна мама. Наверное, от безделья у папы появились друзья, которые приучили его сначала к спиртному, а затем и к наркотикам. Я, конечно, об этом узнал, когда стал постарше. Но до сих пор помню, как плакала мама. А ещё помню, какими злыми были глаза папы, когда он хватался за ремень. Закончилось всё смертью папы. Мне тогда было 7 лет. Сейчас мне 13, но я ничего не забыл…
Пять классов закончил на «4» и «5». Учиться любил, особенно математику. А потом всё разонравилось. Я хожу в школу, но не учусь. Не могу в себе разобраться, почему? Чего хочу? Поскорее закончить 9 классов, получить рабочую специальность и стать самостоятельным? Но так было и у моих родителей, а закончилось всё плохо. Я же хочу, чтобы всё было хорошо, по-другому.
После смерти папы мама изменилась. Сейчас я и мои брат с сестрой находимся под опекой бабушки, о нас заботится государство. В Конвенции есть статья 20: «Ребёнок имеет право на обеспечение ему замены ухода в соответствии с законами своей страны». Мы получаем пенсию, пособия, у нас есть всё необходимое. А с поведением труднее. Вместо мамы нашим воспитанием занимается вся родня: бабушки, дедушки, тёти, дяди – но не всё получается хорошо. Я умею быть вежливым, опрятным, отзывчивым, но не хочу быть таким. Могу учиться хорошо, но не хочу. Могу быть добрым и заботливым. Но не хочу. Почему? Наше государство с рождения ребёнка даёт ему всё для счастливого детства: место в детском садике, бесплатное обучение в школе, отдых в летнем лагере (я был в пролом году на море по бесплатной путёвке), возможность заниматься спортом в поселковом ФОКе, получать музыкальное образование у талантливых преподавателей нашей школы искусств. В Конвенции о правах ребёнка, в статье 31, так и написано: «Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Но мне это неинтересно, а вот мои младшие сестра и брат занимаются в кружках, учатся в музыкальной школе, их приняли в казачий ансамбль «Вольница», они ездят с выступлениями даже в Белгород. Я им иногда завидую, ведь они могут после окончания школы пойти учиться музыке в колледж, получат профессию, будут работать в музыкальной школе или в клубе. А я? Много занятий я перепробовал, но всё бросил. Хочу всего много и сразу, но если что-то не получается, сразу бросаю это занятие.
финансово грамотный человек ведет учёт своих доходов и расходов (точно знает, сколько заработал и потратил в этом месяце). Тратит меньше, чем зарабатывает (не лезет в долги). Ориентируется в финансовой информации (знает, где найти необходимые сведения, и использует их с выгодой для себя). Грамотно выбирает финансовые услуги (находит надежные финансовые организации). Обладает «подушкой безопасности» (имеет финансовый резерв на случай непредвиденных обстоятельств). Знает свои права как потребитель финансовых услуг (может отстоять свои права, если они нарушены).
Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет.
Почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать. Многие, уже слышали про проект от Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», начатый ещё в 2011 году. В рамках этого проекта проводится множество мероприятий, в том числе и Всероссийская неделя финансовой грамотности, в которую активно вовлекаются не только взрослые, но и дети.
Итак, для повышения финансовой грамотности наших детей необходимо:
- планировать семейный бюджет с детьми, то есть на примере конфет или ягод можно показать, на что идут ваши деньги, тогда абстрактные понятия станут для ребенка конкретными. Напоминайте малышу о том, что вы вместе распределили бюджет на месяц, когда он попросит купить что-то, выходящее за рамки возможностей;
- выделяйте ребенку карманные деньги, расскажите ему о возможности копить на большие покупки. Научите выбирать между аналогичными товарами более дешевый, чтобы сэкономить. Помните о том, что карманные деньги ребенка нельзя забирать. Так малыш поймет, что у денег есть хозяин и распоряжаться ими может лишь он;
- играйте в «финансовые» игры, настольная игра «Монополия» прекрасно демонстрирует функции и возможности денег;
- учите ребенка зарабатывать, но помните о том, что у ребенка есть свои обязанности, и за их выполнение вы не должны ему платить. То есть не стоит платить за разложенные по местам игрушки и чистку зубов. Так можно легко потерять авторитет в глазах ребенка. Придумайте другую оплачиваемую деятельность. Например, собрать ягоды.
Это основные моменты, которым можно начать обучать ребёнка с дошкольного и младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже нужно развивать в нем денежно-экономические отношения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Может ли дождевой червь жить в озере? Ответ обоснуйте.