В первой половине XIX века продолжается развитие просвещения. До начала XIX века личные библиотеки в России были достоянием титулованной аристократии. Постепенно чтение стало не просто модой, а насущной потребностью.
В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой, в Москве – А.П. Елагиной, в Казани – А. Фукс.
Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.
В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.
glebovaludok
13.08.2022
Первая половина XIX в.- яркий и сложный период в истории России, в том числе и в истории развития ее культуры. Подобно тому как во Франции накануне буржуазной революции конца XVIII в. появилась целая плеяда блестящих мыслителей и ученых, так и в России накануне падения феодализма выдвинулась плеяда великих ученых, писателей, художников. Своим творчеством они помогали народу найти путь в будущее, приближали это будущее, будили в народе новые гигантские силы.
Во всех отраслях науки шла упорная борьба против старых, обветшалых теорий, тормозивших развитие науки, против суеверий и предрассудков, против религии, которая сковывала человеческую мысль. Эта борьба принесла великие результаты.
Несмотря на гнет царизма, русский народ и другие народы России достигли в науке, литературе и искусстве крупных успехов. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре. Главным ее содержанием была борьба за свободу и счастье народа, за социальное переустройство общества на началах равенства и братства, за раскрепощение человеческой личности. Передовая русская культура отличалась богатством идейного содержания, благородством и величием целей.
homeo85
13.08.2022
В 1864 г. немецкий учёный Фриц Мюллер (1821–1897), проведя ряд наблюдений за развитием ракообразных, предположил, что их предки могли быть похожи на современные формы личинок. Эти исследования позволили ему установить связь между историческим и индивидуальным развитием организмов и сделать важный вывод: индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет историческое развитие вида (филогенез). Позднее Эрнст Геккель (1834–1919) сформулировал это обобщение в виде биогенетического закона: онтогенез особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Закон Геккеля – Мюллера имеет большое значение для установления родственных связей между организмами.
Позднее формулировка биогенетического закона была дополнена и уточнена русским учёным Алексеем Николаевичем Северцовым (1866–1936). Он установил, что в онтогенезе повторяются не взрослые формы предков, а их эмбриональные стадии, причём в процессе индивидуального развития некоторых организмов отдельные стадии могут выпадать. Кроме того, возникают новообразования, которые отсутствуют у зародышей предков. Таким образом, в индивидуальном развитии одних организмов закладываются новые эволюционные пути развития других. Биогенетический закон позволяет использовать данные, полученные при изучении развития зародышей, для понимания хода эволюции. Но поскольку короткий онтогенез не может воспроизвести все стадии филогенеза, длившегося сотни миллионов лет, то в нем воспроизводятся лишь отдельные эволюционные этапы. У позвоночных на ранних стадиях эмбрионального развития наблюдается большое сходство между представителями различных классов: у всех имеется головной туловищный и хвостовой отделы, зачатки конечностей и жабр. Но в дальнейшем у рыб из зачатков жаберных дуг образуется жаберный аппарат, а у млекопитающих – совершенно иные органы (хрящи гортани и трахеи). Таким образом, в онтогенезе млекопитающих повторяется не строение взрослых рыб, а строение закладок эмбриональных органов.
ВадимСмирнов116
13.08.2022
К Неоарктической области относятся полностью Северная Америка и острова Ньюфаундленд, Гренландия. Эта область с севера на юг, соответственно географическим широтам, делится на несколько зон. Например, северные ледовитые и снежные области переходят в тундру, затем в хвойные леса. Продвигаясь на юг, хвойные леса переходят в смешанные, затем в широколиственные леса. Далее идут зоны лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Для каждой географической зоны характерны специфические растения и животные. Например, в пустынном поясе этой зоны растут кактус, древовидная юкка, полынь и кустарники. Из животных встречаются заяц, суслик, кактусовая мышь, кенгуровая крыса и др.
К Палеоарктической области относится северная часть Евразии, а на юге она доходит до районов Индии, Индокитая. В этой области так же, как и в Неоарктической, с севера на юг переходят зоны тундры, хвойных лесов в степи, а широколиственные леса – в полупустыни и пустыни. Территория Казахстана полностью входит в эту область. Природные сообщества лесов, степей, полупустынь, пустынь и горные области Казахстана сходны с природными сообществами каждой географической зоны палеоарктической области. Например, природные сообщества степной зоны представлены различными кустарниковыми и травянистыми растениями. Из животных встречаются сайгак, джейран, суслик, тушканчик, шакал и др.
Индо-Малайская, или Восточная область охватывает Индию, Индокитай и острова Цейлон, Яву, Суматру, Борнео, Тайвань, Филиппины. Большую часть области занимают густые тропические леса. На большей части Индии и Индокитая расположены высокие горные массивы. Основное природное сообщество Индо-Малайской области составляет тропический лесной массив. Здесь растут лианы, бамбук, тиковое дерево, баньян и др. Из животных обитают гиббон, орангутанг, лори, тупайя и другие мелкие обезьяны, слон, носорог, дикобраз, тигр, бамбуковый медведь, олень и т. д.
Неотропическая область охватывает Южную и Центральную Америку, тропическую часть Мексики и острова Карибского моря. Основное природное сообщество области – это леса. Южную Америку наряду с тропическими лесами занимают значительные степные массивы (пампа). В небольших массивах Южной и Центральной Америки встречаются характерные растительные сообщества. В тропических лесах растут мхи, лишайники, орхидея, капустная пальма, древовидный папоротник, тропический миндаль, бамбук, лианы. Из животных широко распространены обезьяны, ленивец, муравьед, карликовый олень, попугаи, колибри, ящерицы, змеи. В степных массивах (пампа) области, где много разнообразной травянистой растительности, встречаются нанду, лама, пампасовый олень, скунс, морские свинки и другие животные. В пустынных местах этой области растут мелкие кустарники, кактус и другие растения. Из животных распространены нанду, гриф, броненосец, лиса и др.
К Эфиопской области относятся Африка, остров Мадагаскар и южный регион Аравийского полуострова. Большую часть области составляют тропические леса, степной массив (саванна) и природные сообщества пустыни. Тропические лесные сообщества этого массива отличаются от тропических лесов других биогеографических областей небогатым видовым составом растений и животных. Из растений встречаются красное дерево, папоротники, лианы, орхидеи и т. д. Из животных – карликовые антилопы, карликовый бегемот, горилла, шимпанзе, зеленые мартышки и мартышки-кардинал и др. В природном сообществе саванны эфиопской области растут травянистые растения и кустарники, караган, баобаб, пальма и др. Из животных встречаются зебра, канна, бубал, жираф, гну, слон, страус, черные и белые носороги, гепард, лев и др. В пустынном природном сообществе области встречается немного видов растений. Здесь растут редкие травянистые кустарники, а во влажных местах – финиковая пальма. Из животных распространены газель, дикобраз, тушканчик, беркут, ящерицы и др.
К Австралийской области относятся Австралия, острова Тасмания, Новая Гвинея, Новая Зеландия и острова Тихого океана, а также пустынные природные сообщества центральной части Австралии и степные массивы. В этом регионе также основную часть занимают тропические природные лесные сообщества. Из животных распространены характерные для этой зоны яйцекладущие млекопитающие – утконос, ехидна, проехидна и сумчатые млекопитающие. Из птиц встречаются эму, казуар, киви. В пустынных местах растут караган, эвкалипт, а из животных встречаются сумчатый крот, сумчатая крыса, кенгуровая мышь и др.
В степном природном сообществе Австралийской области растут различные кустарники, эвкалипты и др. Из животных распространены гигантский рыжий кенгуру, сумчатый заяц, эму, различные виды попугаев (какаду и др.). В лесном тропическом природном сообществе области встречаются различные виды растений и животных. В лесу растут лианы, эвкалипты. Из животных встречаются древесный кенгуру, сумчатый медведь (коала), опоссум, утконос и др.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие факторы повлияли на развитие российской науки в первой половине XIX столетия?
В первой половине XIX века центрами культурной жизни образованного общества стали салоны. Некоторые дворянские дома стали превращаться в литературные салоны, привлекавшие видных писателей, журналистов, ученых, художников. В Петербурге широкую известность имели салоны А.П. Хвостовой и А.О. Смирновой, в Москве – А.П. Елагиной, в Казани – А. Фукс.
Средством распространения просвещения среди населения стали публичные лекции университетских преподавателей. Они были разнообразны по тематике. Инициатива в организации публичных лекций принадлежала Московскому университету. В 40-е годы XIX века широкое общественное звучание приобрели лекции Т.Н. Грановского по всеобщей истории.
В целом развитие образования, просвещения и науки в первой половине XIX века достигло впечатляющих результатов.