Зубная паста – это сложносоставная система, в состав которой входят абразивные, увлажняющие, связующие, пенообразующие, поверхностно-активные компоненты, консерванты, вкусовые наполнители, вода и лечебно-профилактические элементы.
Зубная щетка состоит из головки с расположенной на ней щетиной, ручки и соединяющей их шейки. Щетина зубных щеток традиционно изготавливалась из свиной щетины. Натуральная щетина в силу определенных недостатков ограничивала и сокращала возможности по разработке более совершенных зубных щеток.
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР).
По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М.Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:
— так называемый неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.;
- осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного черепного давления, цереброастенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств и пр. У детей этой группы отмечается крайне низкая работо нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость и т.д.;
- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.
Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е.Левиной определить три уровня речевого развития этих детей:
1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи».
4
Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» — «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения — ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» — «рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» — «кофта», «свитер» и т.д.). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств — жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины), составленного по наводящим вопросам логопеда: «Маня. Вика. Бика. Сены. Сены. Вика». («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки»), мужского и женского рода и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Охарактеризуйте политику ускорения. Почему она закончилась неудачей? Была ли эта политика по-настоящему новой или она осуществлялась в рамках советских традиций?
В этой ситуации «верхи» пришли к выводу о том, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986—1989 гг., в ходе экономических преобразований были введены госприёмка продукции, хозрасчёт и самофинансирование, выборы директоров предприятий; вступили в действие законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативах, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку.
Однако все эти меры не привели к улучшению экономического положения в стране. Более того, ситуация ухудшилась из-за половинчатости, нескоординированности и непродуманности реформ, больших бюджетных расходов, увеличения денежной массы на руках у населения. Были нарушены производственные связи между предприятиями по госпоставкам продукции. Усилился дефицит товаров потребления. На рубеже 1980—1990-х гг. всё заметнее пустели полки магазинов. На местах власти начали вводить талоны на некоторые продукты.
Для ускорения научно-технического прогресса не хватало финансовых средств. А в результате недостатка товаров и деятельности кооперативов начал разрастаться «чёрный рынок». Прорыв в экономике не удался, внутриэкономические связи были разбаланс ированы. Успешного возвращения к нэпу не получилось.