Позиции для сравнения |
Западники |
Славянофилы |
Время формирования течения |
1830-1850 гг. |
1840-1850 гг. |
Из каких слоев общества формировались |
Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы |
Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев |
Основные представители |
П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин. Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин. |
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев. |
Западники | Славянофилы |
Что общего между ними? | |
Считали необходимым отменить крепостное право | |
Предлагали развивать инфраструктуру экономики России | |
Либеральные западники, как и славянофилы, выступали за мирные реформы | |
В чем разница между ними? | |
Считали, что Россия должна развиваться по тому же пути, что и ведущие государства Европы | Полагали, что у России — свой путь, основанный на православии, самодержавии и народности |
Выступали за то, что в России должна быть принята конституция, учрежден институт парламентаризма, радикальные сторонники предлагали сделать страну республикой | Утверждали, что в России не должно быть конституции и парламента |
Предполагали, что религия и государство должны быть независимы друг от друга | Считали, что религия должна быть основой строительства Российского государства |
Положительно относились к Петру Первому | Отрицательно относились к Петру Первому |
Французский физик Жан Фредерик Жолио родился в Париже. Он был младшим из шести детей в семье процветающего коммерсанта Анри Жолио и Эмилии (Родерер) Жолио, которая происходила из зажиточной протестантской семьи из Эльзаса.
В 1910 году мальчика отдали учиться в лицей Лаканаль, провинциальную школу-интернат, но семь лет спустя после смерти отца он вернулся в Париж и стал студентом Эколь примэр сюперьер Лавуазье. Решив посвятить себя научной карьере, Жолио в 1920 году поступил в Высшую школу физики и прикладной химии в Париже и через три года окончил её лучше всех в группе.
«Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела…». Но мало кто задавал себе вопрос: почему это стрекоза «попрыгунья»? Ведь стрекоза летает, а не прыгает, это каждый видел много раз! И почему она «пропела» – разве она умеет петь? Никто никогда не слышал пения стрекозы. А между тем в известной басне не раз употребляются такие фразы, как: «стрекоза уж не поет», «ты все пела» и т.д.
Описываю стрекозу,автор подразумевает другое насекомое.
Стрекоза в басне – это самый настоящий кузнечик, в каждой «характеристике ее поведения”.
В старинных иллюстрациях к басне Крылова изображался именно кузнечик, а не стрекоза.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сравните взгляды западников и славянофилов и заполните таблицу. Западники и славянофилы Основные вопросы для споров
Позиции для сравнения
Западники
Славянофилы
Пути дальнейшего развития России
Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.
У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.
Пути преобразований и реформ
Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.
Все преобразования – только мирным путем.
Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю
Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).
Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.
Отношение к крепостному праву
Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.
Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).
Отношение к возможностям развития экономики
Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.
Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.
Отношение к религии
Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.
Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.
Отношение к Петру I
Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.
Западники считали его великим преобразователем и реформатором.
Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.