в философский лексикон термин «демиург» был введен платоном, который впервые называет демиургом «творца и отца» (ποιητὴν καὶ πατέρα, tim. 28c) этого видимого космоса (ср: resp. vii 530а6; polit. 270а5, 273b 1). в «тимее» платон определяет демиурга как ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму (tim. 28а, 29а), создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи («кормилицы», «восприемницы»). при этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от бога теистических религий, творящего мир из ничего. кроме того, демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости (ἀνάγκη), мешает ему полностью осуществить свое намерение.
демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным, tim. 41b): низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания» (41с).
замечание платона о том, что в вопросе о происхождении вселенной следует довольствоваться «правдоподобным мифом» (29d), дало повод некоторым членам древней академии (ксенократ, спевсипп) истолковать космогонию «тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур (xenocrates, fr. 54 heinze).
из античная философия: энциклопедический словарь. — м.: прогресс-традиция. п. п. гайденко, м. а. солопова, с. в. месяц, а. в. серегин, а. а. столяров, ю. а. шичалин. 2008.
вообще докса("мнение" с греческого языка) - как и ложное,так и правдивое знание. именно против мнения - докса был платон. он говорил,что докса приводит к ошибкам в разных суждениях. но с другой стороны,платон считал её знанием и незнанием.
1. поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей",то предметом познания должны стать "чистые идеи".
2."чистые идеи" невозможно познать с чувственного познания . именно такой тип даёт мнение -"докса".
3.высшей духовной деятельностью могут заниматься люди только образованные,подгатовленные,философы.только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составьте описание рельефа острова Мадагаскар