Жаратқан елімізге бейбітшілік, әрбір шаңыраққа, әрбір азаматына аман-саулық бұйырта көрсінші деп тілеймін!
Иә, Құдайым оңдасын,
Оң жолына бастасын.
Бір жарылқап тастасын.
Жамандыққа жазбасын,
Жақсылыққа бастасын!
Құдай құлымын дегейсің,
Мұхамед үмметімін дегейсің.
Шадияр досым дегейсің,
Шайтанның сәрінен сақта,
Патшаның кәрінен сақта.
Намаздың қазасынан сақта,
Пайғамбардың туында қыл,
Ауызды кәусәр суында қыл.
Иман байлығын бер,
Деннің саулығын бер.
Бір Аллаһ Жаратушы жарылқасын.
Ықыласты батамды қабыл алсын!
А, Құдайым оңдасын,
Оңдағанның белгісі,
Қайырлы етіп басыңа.
Бақ-береке орнасын.
Дұшпаның үстем болмасын,
Маңың үбірлі-шүбірлі болсын.
Келген ырыс кетпесін,
Жамандық келіп жетпесін.
Сапар жүрсең, жолың болсын,
Қалтаң толған пұлың болсын.
Жарылқасын Қорғаушың,
Бейбіт халқымызға заман болсын,
Табиғат таусылмайтын ризық беріп,
Тартылған дастарханға тағам болсын.
Қауіптен ел-жұртымыз аман болып,
Көп қылып үйіңізге бала берсін,
Оларға таудай талап, сана берсін,
Ер жетіп, балаларың батыр болып,
Өмірлері қызықты бола берсін.
Үйіңе жақсы адамдар келе берсін,
Тауфиқты, инабатты келін берсін,
Ақ көңіл, ата-анаға жақын болып,
Қызығын елі-жұрты көре берсін.
«Әумин» - деп үй иесі қол жайғанда,
Жақсылап қариялар бата берсін.
Әуелі Құдай жарылқасын,
Пайғамбардың берекетін берсін,
Ұлықманның жасын берсін.
Сүлейменнің тағын берсін.
Ескендір Зұлқайнардың бақытын берсін.
Атымтай Жомарттың даңқын берсін,
Дәуіт пайғамбардың даңқын берсін,
Ұл берсе, оразды берсін,
Қыз берсе, қылықты берсін.
Шашы ұзын болсын,
Жүзі қызыл болсын.
После первоначального заселения Северо–Западного Кавказа черноморцами, линейцами и русскими одна за другой следовали волны переселений, организованные российскими властями. Причина была одна и та же: они стремились как можно быстрее заселить это огромное пространство, с тем, чтобы решить проблему нехватки рабочих рук для его освоения, решить отчасти проблему избыточного населения в Центральной России и на Украине, и, самое главное, создать солидную базу в предгорьях Кавказа для дальнейшего продвижения и выхода к Черному морю.
Переселения имели свои особенности в зависимости от земель, куда направлялись переселенцы. Общей закономерностью, с учетом этничности первопришедшего населения, стало направлять в Черноморию в основном украинских поселенцев, а на Старую линию донцов и русских.
Начнем с Черномории, где на пространстве около 30 000 кв. верст проживало всего 25 тысяч человек. На каждого черноморца “приходилось более, чем по квадратной версте” пространства [1, c. 61]. Понятно, что охрана границ вдоль Кубани и особенно освоение новых земель без постоянного притока населения были просто нереальны. Поэтому с начала XIX в. в Черноморию организуется ряд переселений украинских казаков и крестьян из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. В 1809 – 1811, 1820 – 1825 и 1845 – 1850 гг. всего переселилось на Северо–Западный Кавказ. более 105 тысяч человек. К 1860 г. население составляло 179 669 человек. Таким образом, с 1794 по 1860 гг. первоначальное население Черномории увеличилось более чем в 7 раз. Прибывавшие подселялись чаще всего в уже существовавшие станицы, иногда основывали новые станицы или поселки. К примеру, весной 1836 года 30 семей из числа азовских казаков основали между Кизилташским и Витязевским лиманами новую станицу Благовещенскую [2 ]. А при атамане Рашпиле были заложены на берегу Азовского моря “станицы Должанская и Камышеватская, а также Ейский городок, заселенный мещанами, выходцами с Гетманщины (с Украины – В.Г.), и другими свободными людьми”. При нем же на Новую линию вдоль р. Лабы прибыли последние запорожские семьи из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний в количестве 1880 семей [3, c. 20]. Переселенцев с Украины расселяли и в столице Черномории – Екатеринодаре. Так, в 1824 г. в нем было поселено “49 семейств – более 200 человек из Черниговской губернии” [4, c. 79].
Естественно, что при таком потоке с Украины на первоначальное и так не большое запорожское ядро наслоились украинские стереотипы поведения, постепенно ставшие доминирующими среди черноморцев.
Переселяя население с Украины на Кубань русские власти преследовали цель “оказачить” переселенцев [5, c. 6]. Попутно заметим, что Российская империя постоянно пыталась то “расказачить” казаков, то “оказачить” население в казачьих районах. Так, после первого “расказачивания”, а именно, разгрома Запорожской Сечи и приписки казаков к крестьянам и т.д., теперь империя пыталась “оказачить” все население Черномории. После “оказачивания” населения она будет пытаться “расказачить” казаков, уже кубанских. Это будет попытка в конце XIX в. Но по-настоящему идея “расказачивания” будет осуществлена уже в 20–30 гг. ХХ в. русской властью в ее советской оболочке.
На политику “оказачивания” переселенцев наслоилось стремление бывшего запорожского ядра сохранить запорожские традиции. Это имело неожиданные последствия для русской администрации, а именно: укрепление казачьего этноцентризма, то есть “укоренение в сознании черноморцев идеи преемственности традиций Запорожской Сечи” [5, c. 6].
Но казачий этноцентризм проявит себя позже, во время распада Российской империи в начале ХХ в., а пока в начале XIX в. Россия делала все возможное, чтобы привлечь на новые земли переселенцев и “оказачить” их. Так, после поселения они получали трехлетнее освобождение от службы. До 1850 г. на территории Черноморского казачьего войска для проживания не казаков, то есть иногородних, нужно было получить специальное разрешение войскового правительства [6, p. 8]. Получали разрешение на проживание только те иногородние, деятельность которых рассматривалась как нужная войску. Так, например, когда были повреждены колокола Воскресенского собора в городе Екатеринодаре, то за их переливку взялся иногородний курский купец Дмитрий Федорищев [4, c. 77]. А в 1822 г. был заключен контракт на 3 года с “прусским уроженцем” Краузе, “который назначался ‘фабрикантом, т.е. мастером‘, на войсковую суконную фабрику и обязывался ‘рабочих людей мужеска, равно и женска пола всему нужному на фабрике искусству обучить и вырабатывать сукна самым лучшим образом по иностранному искусству… на машинах или прядках, также шерсть чинить, мыть, прясть, ткать, валять, стричь, красить сукна красками, какими повелено будет” [4, c. 78].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Больше всего космонавт весит.. В открытом космосеВ чёрной дырена Луне На Земле
В открытом космосе или же на Луне