Для нашого дихання потрібне чисте повітря з достатнім вмістом кисню. Але в містах, де всі дороги забиті автомобілями, повітря забруднене їх вихлопними газами. Значно забруднюють повітря і викиди із заводів і фабрик. Зате в лісах і парках дихається дуже легко, тому що наші зелені помічники поглинають шкідливий вуглекислий газ, а виділяють кисень. Виробляють кисень і морські водорості, тому повітря на морському узбережжі таке цілюще. Але зараз люди намагаються зменшити шкідливі викиди в атмосферу. Створюються автомобільні двигуни, що працюють на електричній і навіть сонячної енергії. Замість теплових електростанцій будують атомні і сонячні.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ойы, сөзі, іс әрекетінің бірлігімен үлгі болатын адам туралы мысал, келтіріп жазыңдар. Өтініш тез арада керек болып тұр!
Заселение русскими современной территории Алтайского края началось сравнительно поздно, когда уже были пройдены огромные пространства Сибири от Урала до Тихого океана. В 1709 году была возведена небольшая крепость при слиянии Бии и Катуни. В 1760 году к Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местное население называло их «поляками», так как выселены были они с территории, принадлежащее некоторое время Польше. «Поляки» стали первой группой переселенцев из южной части России. Старообрядцы держались особняком в силу своей религиозной замкнутости, отдельными селениями. К середине 19 века «поляки» составляли в Бийском уезде более 80% населения. Рядом с ними селились ссыльные из различных мест Европейской части страны. К середине 19 века Алтайское, Смоленское, Сростенское стали крупными населенными пунктами. Первые сведения об Алтайском относятся к 1808 году, о Сростенском - к 1811 году.
С начала 19 века в Алтайском округе стали появляться неизвестные странники. Останавливались в деревнях, нанимались на работу к зажиточным сибирякам, заводили разговоры, выспрашивали о дорогах. Некоторые имели при себе старинные книги, другие показывали «маршруты». В 1839 году в д. Каянча двое пришедших из Пермской губернии за работой разговорились и признались, что идут в святую страну Беловодье. «Маршрут» указывал на алтайские деревни: Красноярская, Сетовская, Усть-Убинская. На Алтае есть немало названий белых вод. Но выражение «белая земля» сохраняло старинное значение слова «белый» - чистый, свободный, вольный.
Начало поиска Беловодья относится ко времени реформы патриарха Никона – 17 веку. Никон стремился выправить богослужение, приблизив его к греческому образцу, который считался более древним и потому более надежным. Реформа Никона вылилась в массу частных несуществующих поправок, касавшихся крещения, поминовения, заключения брака, церковных песнопений и звонов, а также – формы креста. Противники Никона восприняли эти изменения как введение новой «незнаемой» веры и не желали подчиниться. Последователи старой веры были преданы вечному проклятию. Царь поддержал реформу. По указам 1666 – 1667г.г., еретики должны были подвергаться наказанию. Произошел раскол в среде верующих.
от преследователей, старообрядцы бежали на окраины государства – в Сибирь- и даже за его пределы. В скитах по берегам Катуни, в алтайских горах немало раскольников.
В.А. Липинская «Старожилы и переселенцы» Москва,»Наука» 1996г.
Типология русских говоров на Алтае.
Для старожильческих говоров характерно аканье – неразличение о,а в безударных слогах (гълава, нага, трава) с отстатками элементов оканья в говорах, сложившихся на северо-русской основе (нога, трава) . произношение безударных гласных после мягких согласных представлено несколькими типами: иканье (рика, нису, питак), екаье с переходом иканья (река, несу, петак), и наиболее распространенное яканье (ряка нясу пятак).
Наиболее устоявшимися диалектными особенностями в произношении согласных являются твердость долгих шипящих (шшуритса) и конечных губных согласных (сем, восем); утрата т в конечном сочетании ст, сьт (тесь, мос, кресс) и начального в перед з, с (здумать, стренуть); утрата затвора звуками ч, ц (шьай, улиса) и произношение в перед о (вокунь, вулиса).
Окончание –е в род. П. ед. ч. Существительных (у сестре) и в род., дат., предл, п. существительных 3 скл. (у пече, к пече, на пече); оконя\чание –у в род. П. ед.ч.существительных м. р. (с огороду, с лесу) и -ов во мн. Ч. Сущ. Ср .р (делов) стяжение формы прилагательных (красна рябина) и глаголов (знашь, знат, знам).
В говорах новоселов сохраняются основные противопоставленные диалектные различия, хотя они сильно «расшатаны» под воздействием интеграции (сближения) с говорами соседей.(как на севере и юге