главный источник экономических благ— производство.
Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.
Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.
Взаимозаменяемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и ресурсы: уголь, нефть, газ.
Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что экономические природные ресурсы невоспроизводимы (отравленный воздух, почва, загрязненная морская вода), их практически невозможно восстановить.
Относительная ограниченность означает, что использование ресурсов зависит не только от их наличия, качества, но и от уровня развития общественного производства, используемых методов, имеющихся ресурсов.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
«Пять фундаментальных экономических вопросов » – пять вопросов, на которые каждая экономика должна дать ответ:
- что производить?
- как производить?
- как распределить общий объем произведенного?
- как поддерживать общую занятость?
- как обеспечить гибкость экономической системы?
Отличительные черты традиционной экономики[1]:
- характерно натуральное хозяйство;
- примитивные технологии, а то и вовсе ограничены, если они вступают в противоречия с местными традициями;
- развит процесс обмена товарами и услугами (торгового бартера);
- наследовательность и касты определяют хозяйственную деятельность;
- преобладание ручного труда;
- члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть;
- ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями;
- религиозные и культурные ценности первичны по отношению к экономической деятельности.
Основными чертами командной экономики можно назвать: - Государственную собственность, как основу существования общества; - Абсолютизацию собственности государства на экономические и природные ресурсы;
- Жесткую централизацию в процессе распределения экономических ресурсов, а также результата хозяйственной деятельности; - -Запрещение или ограничения частной предпринимательской деятельности.
Особенности рыночной экономической системы:
конкуренция;
многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
ориентированный на покупателя рынок.
Наиболее характерными признаками смешанной экономики являются следующие:
- присутствие различных форм собственности;
- сохранение ведущей роли частной собственности в различных ее формах(трудовая индивидуальная, кооперативная, крупная корпоративная);
-ускоренное формирование мощной инфраструктуры (как производственной, так и социальной) на основе развития научно-технической революции;
- активное влияние государства на развитие национальной экономики; - контроль государства за развитием социальной сферы;
-изменения в социально-экономических отношениях.
Натуральный метод отражает выработку товарной продукции в штуках, метрах или условно-натуральных единицах, приходящуюся на одного среднесписочного рабочего (работающего):
ПТгод = ОП/Р = 30000/40 = 750 изд.
ПТчас = ОП/Р = 30000/(40*1680) = 0,45 изд/час.
Стоимостной метод производительности труда характеризует стоимость валовой продукции, приходящуюся на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала.
ПТгод = (1500*30000)/40 = 1 125 000 руб.
ПТчас = (1500*30000)/(40*1680) = 669,64 руб/час.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Нужна семья из трех человек (, его жены и сына) должна выполнять три вида деятельности: работать, вести хозяйство и делать уроки для сына. работая, получает 60 р. в час, жена - 50 р. в час, сын 20 р. в час. чтобы сделать уроки для сына, требуется 5, 5 часов в неделю, его жене - 7 часов в неделю, сыну - 17 часов в неделю. необходимый объем работы по дому может выполнить за 13 часов, жена - за 16 часов, а сын - за 40 часов. недельный запас времени у - 60 часов, а у его жены - также 60 часов, у сына - 40 часов. как членам семьи распределить своё время, чтобы доход семьи был максимальным?
Затраты времени экономистом на приготовление уроков для сына равнозначно потере дохода семейного бюджета:
5,5*60 = 330 рублей.
Затраты времени жены экономиста на приготовление уроков для приведет к потере дохода семейного бюджета на:
7*50 = 350 рублей
Затраты времени сына экономиста на приготовление уроков для приведет к потере дохода семейного бюджета на:
17*20 = 340 рублей
Потери дохода при выполнении домашней работы экономистом составят:
60*13 = 780 рублей
Потери дохода при выполнении домашней работы женой экономиста составят:
50*16 = 800 рублей
Потери дохода при выполнении домашней работы сыном составят:
20*40 = 800 рублей
Вывод: всю домашнюю работу и уроки для сына должен делать экономист. Его сыну и жене выгоднее работать в течение всего времени, которым они располагают.