Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня третье занятие по изучаемому разделу “Монополия и методы защиты конкуренции”. Тема урока сегодня “Антимонопольное регулирование”. Открыли тетради, записали дату () и тему урока.
Целями нашей совместной деятельности на уроке будут:
– во-первых, систематизация имеющихся знаний по такому отраслевому рынку, как монополия,
– во-вторых,
определение необходимости антимонопольного законодательства,выявление тех действий, которые запрещены фирмам-монополистам,ознакомление с категориями фирм-монополий в России и со антимонопольного регулирования, согласно антимонопольного законодательства РФ,а также умение ориентироваться в некоторых статьях закона.Ваша задача в течение урока записывать возможные ответы на названные цели, чтобы в конце урока ответить на вопрос “Зачем и какими необходимо контролировать деятельность фирм, близких к монополии”.
2. Этап проверки домашнего задания.
Итак, давайте вспомним пройденный материал.
Вопросы:
– Что же такое монополия и чем она отличается от фирм, обладающих монопольной властью?
(Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монопольная власть фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать ее по своему усмотрению).
– Как фирма-монополист находит оптимальный объем выпуска? (Прежде всего, фирма определяет предельно возможный объем продаж. Он достигается в тот момент, когда дальнейшее увеличение числа проданных товаров не приносит более прироста выручки от продаж, т.е. когда предельный доход от продаж становится равным нулю. Затем фирма определяет тот объем продаж, который принесет ей наибольшую прибыль, и ограничивает свое предложение именно этой величиной).
– Кто является проигравшей стороной на монопольном рынке и почему? (Проигравшей стороной является покупатель, т.к. продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары).
– Рынок, сформированный фирмой-монополистом к своей выгоде и потому приносящий ей повышенный доход, очень заманчив для других фирм. Естественно, что они захотят на него проникнуть и тоже получить повышенную прибыль. Что же стоит на пути этих фирм? (барьеры)
– Какие же барьеры препятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок? (юридические – лицензирование определенных видов деятельности и патенты на изобретения; естественные – природные монополии и технико-экономические монополии (эффект масштаба); экономические – следствие неблагоприятной общеэкономической ситуации и барьеры, возводимые самими фирмами-монополистами).
Задание.
Вам предлагается в течение 3 минут совместить определения барьеров, возводимых фирмами-монополистами с нужными терминами.
1. КорнерА. Метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом.2. ТрестБ. Метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж.3. ПоглощениеВ. Тайное соглашение производителей о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен.4. КартельГ. Метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля.5. Отраслевые холдингиД. Метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.3. Организация восприятия и осмысления. Актуализация субъектного опыта учащихся.
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов и, прежде всего, искажает механизм формирования равновесных рыночных цен. А поскольку такие цены служат главным ориентиром для всех участников экономической жизни, то возникает опасность дезориентации продавцов и покупателей.
Каковы же могут быть последствия ненормальной работы рыночных механизмов? (нерациональное распределение ограниченных ресурсов и замедление темпов роста благосостояния людей).
Что же делать? И кто должен этим заниматься?
Итак, государству для регулирования деятельности монополий нужно было принять соответствующее законодательство, и в 1890г. в США был принят первый антитрестовский закон – закон Шермана.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие сферы жизни университета (библиотека, общежитие, преподовательские оклады и степендии студентов, столовые расходы, распределение студентов по курсам и отделениям и тп) попадают под действие ущерба от изменения масштабов
1) Наука выступает как фактор, который постоянно революционизирует все другие факторы производства (например: труд и капитал), обогащает их новым содержание;
2) Предпринимательские важны тем, что именно благодаря им приходят во взаимодействие прочие факторы производства. экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знания. Инициатива и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы.
3) Информация в современных условиях является важнейшим фактором общественного производства, который можно определить как систему сбора, обработки и систематизации разнообразных знаний человека с целью использования в различных сферах жизнедеятельности и прежде всего в экономической сфере.