Экономическая сфера общественной жизни включает в себя материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Трудно переоценить ту роль, которую играют в нашей жизни экономические, товарно-денежные отношения и профессиональная деятельность. Сегодня они даже слишком активно вышли на первый план, а материальные ценности подчас полностью вытесняют духовные. Многие сейчас говорят, что человека сначала нужно накормить, обеспечить ему материальное благосостояние, поддержание его физических сил, а уже потом — духовные блага и политические свободы. Существует даже поговорка: «Лучше быть сытым, чем свободным». С этим, однако, можно поспорить. Например, несвободный человек, духовно неразвитый, так и будет до конца своих дней беспокоиться только о физическом выживании и удовлетворении своих физиологических потребностей.
Политическая сфера, именуемая также политико-правовой, связана прежде всего с управлением обществом, государственным устройством, проблемами власти, законами и правовыми нормами.
Социальная сфера включает в себя взаимоотношения различных групп людей (классов, социальных слоев, наций), рассматривает положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе. Человек не может существовать без других людей, поэтому именно социальная сфера является той частью жизни, которая сопровождает его с момента появления на свет до последних минут.
К примеру, можно проследить тесные взаимосвязи между экономикой и политикой. В стране проводятся реформы, снижены налоги для предпринимателей. Эта политическая мера росту производства, облегчению деятельности бизнесменов. И наоборот, если власть увеличивает налоговое бремя на предприятия, им не выгодно будет развиваться, а многие предприниматели будут стараться изымать свои капиталы из промышленности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На одном поле фермер может выращивать либо 200 т картофеля, либо 120т пшеницы, либо 100т картофеля и 100т пшеницы одновременно. а) Постройте кривую производственных возможностей. б) картофеля вырастили 130т, а пшеницы - 30т. На сколько можно было увеличить урожай пшеницы и картофеля?
А) Q=200 ед. - объем выпуска продукции
ТС=1600 руб. - общие издержки
Р=9 руб. - цена единицы изделия
АС=ТС/Q - средние издержки
АС = 1600/200 = 8 руб./ед. - средние издержки
Z= 8 руб. - себестоимость единицы изделия
Р-Z = 9-8=1 (руб.) - прибыль от продажи единицы изделия
ответ: Себестоимость 8 руб., Средние издержки 8 руб./ед., продавать изделие выгодно.
Б) Q=201 ед. - объем выпуска продукции
ТС=1610 руб. - общие издержки
Р=9 руб. - цена единицы изделия
МС - предельные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара
МС=ΔТС/ΔQ = (1610-1600)/(201-200) = 10/1 = 10 руб.
Получаем, что предельные издержки МС превысили Р - цену на товар (10>9), поэтому наращивать выпуск этой продукции по цене 9 руб. не стоит.
ответ: Не стоит наращивать выпуск данной продукции при цене 9 руб.