Объяснение:
Практическое занятие № 1
Тема. Решение задач по теме "Интерференция света. Опыт Юнга".
Цели:
- рассмотреть на примере опыта Юнга условия максимумов и минимумов интерференции волн от двух когерентных источников;
- рассмотреть другие интерференционные схемы, сводящиеся к схеме опыта Юнга.
Ход занятия.
В ходе проведения занятия необходимо рассмотреть ряд качественных задач и далее решить несколько расчетных задач по мере возрастания их сложности.
Прежде чем приступить к решению задач, необходимо повторить основные понятия и определения: геометрическая и оптическая разность хода двух волн, когерентные волны, условия максимума и минимума интерференции, ширина полосы.
Обратите внимание, что общий принцип всех интерференционных схем заключается в следующем: волна делится на две волны, которые затем накладываются друг на друга. При этом оптическая разность хода не должна превышать длину когерентности . В рассматриваемых схемах образовавшиеся после разделения волны можно представить как бы исходящими из двух когерентных источников (действительных или мнимых).
Качественные задачи
Что такое когерентные и некогерентные электромагнитные волны? Проведите аналогию с механическими волнами.
Что представляют собой когерентные источники в опыте Юнга?
В максимумах интерференционной картины от двух когерентных источников освещенность в 4 раза превышает освещенность от одного. Нет ли здесь нарушения закона сохранения энергии?
Ухудшится или нет четкость интерференционной картины в опыте Юнга, если точечные отверстия заменить длинными узкими параллельными щелями?
Примеры решения расчетных задач:
Задача 1.В опыте Юнга два когерентных источника S1 и S2 расположены на расстоянии d = 1 мм друг от друга. На расстоянии L = 1 м от источника помещается экран. Найдите расстояние между соседними интерференционными полосами вблизи середины экрана (точка А), если источники посылают свет длины волны λ = 600 нм.
Интерференционная картина на экране состоит из чередующихся темных и светлых полос, параллельных щелям S1 и S2. Интерференционная картина симметрична относительно центральной полосы, проходящей через точку А (рис. 1). Центральная полоса светлая, она соответствует разности хода Δ = 0.
В точках интерференционных максимумов оптическая разность хода
Δ=λ , где =0, 1, 2,... ; (1)
Условие интерференционных минимумов имеет вид:
; (2)
Предположим, что в точке В находится k-й максимум на расстоянии ykот центральной полосы. Ему соответствует разность хода Δ= r2 - r1= k λ .
Из треугольника S1BC видно, что , а из треугольника S2BD видно, что .
Из двух последних уравнений получим:
.
Учтём , что ; . Тогда , откуда:
; (3)
Используя для максимумов условие (1), получим:
;
где k = 1, 2, 3, … соответствуют интерференционным максимумам, расположенным выше точки А, а максимумам, расположенным ниже точки А, соответствуют k = -1, -2, -3, … Точке А соответствует центральный максимум (k = 0).
Используя условие интерференционных минимумов (2), можно найти их расстояния от центральной полосы по формуле (3):
;
Расстояние между соседними интерференционными максимумами (минимумами) называется шириной полосы и соответствует изменению k на единицу, то есть :
;
Ширина темных и светлых полос одинакова.
;
Задача 2. В опыте Юнга интерференционная картина по мере удаления от середины размывается, и при k = 4 полосы исчезают.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чому дорівнює заряд землі , якщо напруженість електричного поля біля її поверхні 130 в/м?
по закону сохранения импульса
p1 =p2
m*v =(m+m) u
u - скорость ящика послу удара пули
u = m*v /(m+m) =0.010*400 /(0.010+4) = 1 м/с
кинетическая энерги пули передается ящику
центр масс ящика поднимаетася на высоту h
кинетическая энергия ящика ек= (m+m)*u^2/2 (1)
потенциальная энергия ящика еп = (m+m) gh (2)
по закону сохранения энергии приравняем (1) и (2)
(m+m)*u^2/2 =(m+m) gh
u^2/2 =gh
h = u^2/2g =1^2 /(2*10)= 1/20 =0,05 м = 5 см
ответ 5 см