не может не поражать удивительная способность атмосферы накапливать и удерживать электрический заряд. сегодня мы знаем, что земля, земная поверхность заряжена всегда отрицательно. в атмосфере содержатся положительные объемные заряды, плотность которых уменьшается с высотой. в целом же для мирового пространства земля с ее атмосферой, по-видимому, электрически нейтральное тело.
возникает вопрос: а откуда же возникают электрические заряды в атмосфере? вы, наверное, не раз слышали об ультрафиолетовом и корпускулярном излучении солнца. проникая в верхние слои атмосферы, оно разбивает нейтральные молекулы воздуха на заряженные частицы — ионы, иониизирует воздух. то же действие оказывают и космические лучи, пронизывающие всю толщу атмосферы. а у самой поверхности земли воздух подвергается атакам излучения радиоактивных элементов, которые в изобилии содержатся в земной коре.
в конце 19 века ученые (стюарт, 1878 год) пришли к выводу, что в атмосфере земли на высоте примерно шестидесяти километров начинается ионизованная область — ионосфера, проводящий слой атмосферы, который, как скорлупой, охватывает планету. это позволяет грубо приближенно рассматривать земную поверхность и ионосферный слой как обкладки конденсатора с разностью потенциалов около трехсот тысяч вольт. в районах ясной погоды этот природный конденсатор постоянно разряжается, поскольку ионы под действием сил электрического поля уходят вниз к земле. а вот в районах грозовой деятельности картина иная. считается, что в каждый момент времени грозой охвачен в среднем примерно 1% земной поверхности. в этих районах мощные токи текут снизу вверх, компенсируя «разряд» в «ясных» районах.
таким образом, грозовые облака — это не что иное, как прир
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По паралельних залізничних коліях назустріч один одному рухаються два потяги: вантажний зі швидкістю 54км/год і пасажирський зі швидкістю 72км/год. визначте інтервал часу, протягом якого один потяг проходитиме вздовждругого, якщо довжина вантажного потягу - 860м, а пасажирського - 400 м.
переведемо швидкості потягів у м/c: для вантажного 54 : 3,6 = 15 м/с, для пасажирського - 72 : 3,6 = 20 м/с, тобто зближення потягів відбувається з швидкістю 35 м/с. довжина шляху проїзду потягу повз інший дорівнює сумі їх довжин, тобто 860 + 400 = 1260 м., тому часу прямування між потягами t = 1260 / 35 = 36 c.