в мире давно поняли, что шутки с природой могут обойтись человечеству слишком высокой ценой, автотранспорт создает в крупных городах обширные зоны с долей загрязнения воздуха в 70–90 %. в связи с ростом количества личного автотранспорта смог над большими стал приметой времени. автомобили с двигателями внутреннего сгорания производят много шума, много дыма. часто «пробки» на дорогах, в этих пробках длительное время простаивают автомобили, отравляя окружающую среду не меньше чем при нормальном режиме езды, но при этом передвигаясь со скоростью пешехода. в автомобильном выхлопе содержится большое количество вредных веществ, но большинство из них влияют на экологию локально — в месте выброса, отравляя самого водителя и окружающих его людей. также при сжигании топлива выделяется большое количество парниковых газов, которые являются одной из причин потепления. одним из путей решения проблемы внутригородского транспорта является внедрение электромобилей
как-то так
соберем экспериментальную установку. установка состоит из шарика на нити. нить продернута через ластик. это сделано для того, чтобы можно было регулировать его длину. обратите внимание, что сам ластик укреплен в лапке штатива.для измерения длины будем использовать линейку и секундомер. итак, мы отсчитали 30 колебаний, и время, которое мы зарегистрировали, оказалось равным 13,2 с.заносим эти данные в таблицу и можем приступать к расчетам периода и частоты колебаний. следующий шаг: увеличиваем длину маятника до 20 см. и весь эксперимент повторяем сначала. вновь результаты заносим в таблицу. итак, проведя наши эксперименты, мы получили конечные результаты и занесли их в таблицу. период колебаний: (с). частота колебаний: (гц), где – это время, а – количество колебаний, совершенных за время . обратите внимание: когда длина маятника составляла 5 см, 30 колебаний прошли за время 13,2 с. период колебаний составил , а частота . следующий результат: те же 30 колебаний, но длина маятника была уже 20 см. в этом случае увеличилось время колебаний – 26,59 с, а период колебаний составил . частота уменьшилась почти в 2 раза, обратите внимание: . если мы посмотрим на третий результат, то увидим, что длина маятника еще больше, период стал больше, а частота уменьшилась еще на некоторое значение. следующий, четвертый и пятый, постарайтесь посчитать сами. обратите внимание на то, как при этом будет меняться период и частота колебаний нашего нитяного маятника. для 4 и 5 экспериментов посчитайте частоту и период самостоятельно.для 4 и 5 экспериментов посчитайте частоту и период самостоятельно.
величина/№
1
2
3
4
5
длина (см)
5
20
45
80
125
число колебаний
30
30
30
30
30
время (с)
13,2
26,59
40,32
52,81
66,21
период (с)
0,44
0,886
1,344
частота (гц)
2,27
1,128
0,744
табл. 1. значения частоты и периода для первых трех экспериментов
вывод: с увеличением длины маятника увеличивается период колебаний и уменьшается частота (рис. 4). хотелось бы, чтобы четвертый и пятый опыты вы проделали сами и убедились, что все действительно так, как мы получили в наших опытах.
формула для вычисления периода колебания маятника: , где – длина маятника, а – ускорение свободного падения.
формула для вычисления частоты колебаний: .
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Свысокого обрыва свободно падает камень, какую скорость он будет иметь через 3с после начала падения?
v₀=0; t=3c; g=10м/с²; v-? v=v₀+gt или v=gt; v=10м/с²·3с=30м/с.