Почти доклад с рисунками.
Как только примерно 400 лет назад физики узнали, что при нагревании вещества и материалы при нагревании изменяют свои размеры, сразу началось применение этого явления.
Наиболее используемые устройства - жидкостные термометры (Рис. 1 слева). В них жидкость залита в колбу, а шкалой является тонкая трубка. Если для измерения низких температур используют спиртовый термометр (до -70°С), то для более высоких - ртутные. Недостатком таких термометров является низкая прочность стеклянных колб.
В быту также используются и механические термометры. (Рис. 1 справа) В их основе лежит биметаллическая спираль на конце которой закреплена стрелка. Здесь использовано свойство, что у различных материалов разные коэффициенты линейного расширения. Изготовленная сразу из двух слоев металлов при нагревании начинает изгибаться.
Ещё шире биметаллические пластины используются в устройствах для регулировки (поддержания постоянной) температуры. Это регуляторы температуры, например, в электроутюгах. Изгибаясь биметаллическая пластина соединяет контакты электрической цепи. Такой же эффект использован в автоматах тока в бытовой электросети. (рис. 2 слева). Проходящий по цепи ток нагревает биметаллическую пластину установленную в механизм с пружиной, который отключает подачу электричества в цепь. Включить такой автомат можно только после его охлаждения.
И, конечно, все мы постоянно пользуемся холодильниками и, иногда, электропечами. В них используются сильфонные механизмы. (Рис. 2 -справа). Запаянная длинная трубка с жидкостью соединена с гибкой коробкой (сильфоном), изменение размеров которой и приводит к замыканию электроконтактов.
Особая проблема температурного расширения метала ощущается на железнодорожных путях. (Рис. 3). Но вместо устройства стыков примерно через 25 м применяют в местах соединений рельсов длиной 1000 и более метров конструктивное решение - температурный компенсатор.
В машиностроении температурное расширение применяется при горячем прессовании. Например, при соединении колесной пары для поездов. Отверстие в ободе колеса делается незначительно, но меньше диаметра оси. Затем обод нагревают до высокой температуры и быстро прессуют в него "холодную" ось. Соединение получается очень надёжным.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Пружинный маятник массой 0, 1 кг совершает гармоничесие колебания по закону x=0, 1 * sin(314t + π/2 из предложенных утверждений выберите два правильных. укажите их номера. 1) период маятника равен 2с. 2) жесткость пружины равна 10^4 н/м. 3) частота колебаний равна 314 гц. 4) максимальная потенциальная энергия деформированной пружины 50 дж. 5) при прохождении маятником положения равновесия его потенциальная энергия в два раза больше кинетической. , с объяснениями, ибо за 3 года мы вообще не касались этой темы, а экзамен не за горами(
x=0.1*cos(100*π*t) sin(α+π/2)=cosα 312=100*π
Циклическая частота ω=2*π/T=100*π
Отсюда период T=0.02 c частота v=1/T=1/0.02=50 Гц
1) Нет (период 0,02 с)
2) Жесткость k=ω²*m=314²*0.1≈10^4 Н/м ПРАВИЛЬНО!
3) Нет. (Частота v=50 Гц)
4) Еп=k*A²/2=10^4*0.1²/2=50 Дж ПРАВИЛЬНО!
5) Нет. (В положении равновесия максимальное значение кинетической энергии, потенциальная равна нулю)
ответ 2 и 4