о возможности практического использования северо-восточного прохода (так до начала xx века называли северный морской путь) впервые было высказано дипломатом дмитрием герасимовым в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания в xiii веке.
в середине xvi века (xью уиллоби, ричард ченслор) предпринимали ряд попыток пройти северо-восточным проходом, но дальше новой земли им проникнуть не удалось. после этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.
разработкой и теоретическим обоснованием такой экспедиции занимался м. в. ломоносов, связывавший свои планы с экспедицией в. я. чичагова (1764—1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам дальнего востока[6]. ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в восточную индию» и в «прибавлении о северном мореплавании на восток по сибирскому океану» (1762—1764). много внимания уделял теме д. и. менделеев, посвятивший освоению крайнего севера 36 работ; он сотрудничал в этой области с адмиралом с. о. макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «ермак», разработал высокоширотный ледокол.
поиски северо-восточного прохода возобновились в середине xix века, и в 1878 году швед эрик норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность евразии — мыс челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовал у берегов чукотки. вторым мимо челюскина прошел в 1893 году норвежец фритьоф нансен, а третьим был в 1901 году исследователь эдуард толль, остзейский барон[6].
специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить жизнь отдалённых районов страны прокладка северного морского пути, связывающего мурманск с владивостоком.
немалое внимание уделял попыткам освоения севморпути верховный правитель россии, сам в молодости принимавший активное участие в полярных экспедициях и научных исследованиях в арктике, адмирал а. в. колчак. 23 апреля 1919 года его распоряжением при российском правительстве был создан комитет северного морского пути. после поражения восточного фронта армии в сибири комитет северного морского пути в полном составе был сохранён и введён в состав учреждений сибревкома.
первые шаги освоения северного морского пути воспринимались как народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.
в годы великой отечественной войны северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль советского севера. по северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблейтихоокеанского флота в баренцево море. за четыре военных года главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. через арктические порты нарьян-мар,игарка, дудинка, диксон, тикси флот снабжался каменным углём (печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. защиту арктических коммуникаций осуществлял северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. в августе 1942 года ледокольные пароходы «сибиряков», «дежнёв» и береговая артиллерия порта диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «адмирал шеер»[7]. по северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник главсевморпути и. д. папанин. за самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников главсевморпути награждены орденами и медалями .
за время существования исследования арктики и северного морского пути велись активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т.
в период 1970—1980-х годов работа на севморпути существенно активизировалась. это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройки атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол «ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «арктика». освоение северного морского пути было связано с развитием норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту мурманск — дудинка. эта была поставлена директору мурманского морского пароходства в. а. игнатюку в 1970 году. с 1971 года начальником администрации северного морского пути стал к. н. чубаков, который активно включился в решение этого вопроса. в 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол «сибирь» и ледокол «капитан сорокин» провели в дудинку караван из двух дизель-электроходов: «павел пономарёв» и «наварин». в арктике была открыта круглогодичная навигация [источник не указан 1399 дней].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Перевести численный масштаб в именованный 1: 50 , и именованный в численный в 1 см-1 км , в 1 см-350 км,