ответ: до сих пор вы использовали линейные алгоритмы, т.е. алгоритмы, в которых все этапы решения выполняются строго последовательно. сегодня вы познакомитесь с разветвляющимися алгоритмами.
определение. разветвляющимся называется такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных вариантов вычислительного процесса. каждый подобный путь называется ветвью алгоритма.
признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций проверки условия. различают два вида условий - простые и составные.
простым условием (отношением) называется выражение, составленное из двух арифметических выражений или двух текстовых величин (иначе их еще называют ), связанных одним из знаков:
< - меньше,
> - больше,
< = - меньше, или равно
> = - больше, или равно
< > - не равно
= - равно
например, простыми отношениями являются следующие:
x-y> 10; k< =sqr(c)+abs(a+b); 9< > 11; ‘мама’< > ‘папа’.
в примерах первые два отношения включают в себя переменные, поэтому об истинности этих отношений можно судить только при подстановке конкретных значений:
если х=25, у=3, то отношение x-y> 10 будет верным, т.к. 25-3> 10
если х=5, у=30, то отношение x-y> 10 будет неверным, т.к. 5-30< 10
проверьте истинность второго отношения при подстановке следующих значений:
k=5, a=1, b=-3, c=-8
k=65, a=10, b=-3, c=2
определение. выражение, о котором после подстановки в него значений переменных можно сказать, истинно (верно) оно или ложно (неверно), называется булевым (логическим) выражением.
примечание. название “булевы” произошло от имени джорджа буля, разработавшего в xix веке булеву логику и логики.
определение. переменная, которая может принимать одно из двух значений: true (правда) или false (ложь), называется булевой (логической) переменной. например,
к: =true;
flag: =false;
second: =a+sqr(x)> t
рассмотрим пример.
. вычислить значение модуля и квадратного корня из выражения (х-у).
для решения этой нужны уже знакомые нам стандартные функции нахождения квадратного корня - sqr и модуля - abs. поэтому вы уже можете записать следующие операторы присваивания:
koren: =sqrt(x-y);
modul: =abs(x-y)
в этом случае программа будет иметь вид:
program znachenia;
uses
crt;
var
x, y : integer;
koren, modul : real;
begin
clrscr;
write ('введите значения переменных х и у через пробел ');
readln (x, y);
koren: =sqrt(x-y);
modul: =abs(x-y);
write ('значение квадратного корня из выражения (х-у) равно ', koren);
write ('значение модуля выражения (х-у) равно ', modul);
readln;
end.
казалось бы, решена. но мы не учли области допустимых значений для нахождения квадратного корня и модуля. из курса вы должны знать, что можно найти модуль любого числа, а вот значение подкоренного выражения должно быть неотрицательно (больше или равно нулю).
поэтому наша программа имеет свою допустимую область исходных данных. найдем эту область. для этого запишем неравенство х-у> =0, то есть х> =у. значит, если пользователем нашей программы будут введены такие числа, что при подстановке значение этого неравенства будет равно true, то квадратный корень из выражения (х-у) извлечь можно. а если значение неравенства будет равно false, то выполнение программы закончится аварийно.
. наберите текст программы. протестируйте программу со следующими значениями переменных и сделайте вывод.
х=23, у=5;
х=-5, у=15;
х=8, у=8.
каждая программа, насколько это возможно, должна осуществлять контроль за допустимостью величин, участвующих в вычислениях. здесь мы сталкиваемся с разветвлением нашего алгоритма в зависимости от условия. для реализации таких условных переходов в языке паскаль используют операторы if и case, а также оператор безусловного перехода goto.
рассмотрим оператор if.
для нашей нужно выполнить следующий алгоритм:
если х> =у,
то вычислить значение квадратного корня,
иначе выдать на экран сообщение об ошибочном введении данных.
объяснение:
#arr = [*map(int, input().split(' 0')[0].split())] если числа вводятся в строчку , то раскомментируйте и используйте эту строку, а инициализацию массива arr и цикл while закомментируйте
arr = []
while 1:
tmp = int(input())
if tmp != 0: # Читаем сколько угодно чисел пока не будет ноль
arr.append(tmp)
else:
break
s = 0 # сумма двузначных чисел
k = 0 # количество двузначных чисел
for i in arr:
if 10 <= i <= 99: # итерируемся по циклу и если число двузначное
s += i # то прибавляем его к сумме
k += 1 # счетчик двузначный чисел увеличиваем на один
print(s/k) if k > 0 else print('NO') #если количество двузначных > 0 то выводим среднее арифметическое s/k, если нет то выводим NO
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Lazarus procedure tform1.button1click(sender: tobject); var d, e, f, g, cg, cd, ce, cf: real; begin cd: =strtofloat(edit1.text); ce: =strtofloat(edit2.text); cf: =strtofloat(edit3.text); g: =strtofloat(edit4.text); d: =round(g/cd*100)/100; e: =round(g/ce*100)/100; f: =round(g/cf*100)/100; edit5.text : =floattostr(d); edit6.text : =floattostr(e); edit7.text : =floattostr(f); end; : мати дала синові певну кількість грошей і попросила купити 3 кг цукру та 2 кг борошна. на гроші що залишилися, мати дозволила синові купити цукерок. скільки грамів цукерок купить син? з того коду зробити что я написав в лазарус .
В Youtube есть видео с названием "Практична робота № 5. Комп’ютерне моделювання (друга частина в середовищі розробки Lazarus)". Практическое решение этой задачи