15 августа 1327 г. в твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом шевкалом (чолханом, двоюродным братом, по другой версии – шурином ордынского хана узбека). как пишет летопись, «татары придя в тверь погна князя великого со двора его, а сами ста на великого князя дворе со многою гордостию. и воздвиже гонение велико на христиане насильством и граблением и биением и поруганием» . дело тут было, видимо, не в том, что татары таким образом хотели «разорить христианство» и даже, по свидетельству многих летописей, собирались « христиан в бесерменскую веру», а все города раздать ордынским князьям. такая для посла чолхана была просто невыполнима. однако характерно, что тверской, а затем другие летописцы приписывали эти намерения ордынскому послу и его свите, оправдывая, таким образом, восстание тверичей.
на самом деле посол, скорее всего, просто чувствовал себя «над законом», прекрасно понимая, что родственные отношения с ханом защитят его от любых жалоб, с которыми бы обратились к своему князю и даже к хану жители твери, и потому не стеснялся всячески притеснять людей, над которыми хан дал ему власть. но кроме вызывающего поведения посла свою роль, несомненно, сыграли и многочисленные культурные различия и недопонимание между монголами и . так, например, у монголов нормальным явлением было иметь столько жен, сколько муж в состоянии содержать. причем, монголы не делали особого различия между женами и наложницами. сын от наложницы имел те же самые права, что и сын от жены. поэтому быть наложницей знатного царевича вовсе не считалось для монгольской женщины бесчестием. у мусульман тоже было принято многоженство. как раз при хане узбеке государственной религией орды стало мусульманство. но отношение ордынцев к женщинам это принципиально не изменило.
таким образом, предлагая понравившейся ему свободной девице стать одной из его жен или наложниц, или даже похищая девицу, монгольский сановник, или кто-то из его приближенных, как ему казалось, оказывал ей великую честь. однако с точки зрения , одно такое предложение уже бесчестило и оскорбляло саму девушку и ее род. в «песне о щелкане» – фольклорном произведении, описывающем события тверского восстания 1327 г., сообщается, что щелкан (фольклорный аналог ордынского посла чолхана) в твери «сидел судьей». но недолго ему было «вдовы-то бесчестити, красны девицы позорити, надо всеми наругатися, над домами насмехатися». «бесчестное» отношение щелкана к женщинам, судя по «песне» является одной из основных причин восстания в твери.
.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: