культура арабского халифата
арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов ближнего и ср. востока, сев. африки и юго-зап. европы. в научной термин «а. к.» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав халифата. в последнем значении понятие «а. к.» иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов).
формирование собственно арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов халифата. на ранних этапах формирование арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и в 9—10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой европы, и составили вклад в мировую культуру. это относится прежде всего к развитию философии, медицины, , астрономии, знаний, филологических и дисциплин, , минералогии. важным фактором расцвета арабской культуры было то, что развитие науки и составляло достояние всех народов халифата.
центром развития естественных наук в халифате первоначально была территория сирии и частично юго-зап. ирана. здесь было положено начало на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной , во многих случаях были единственными источниками, по которым зап. европа могла познакомиться с античной наукой. 9—11 вв. — период бурного развития науки в халифате. багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. наряду с созданием огромной переводной и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических строительства, землемерия, торговли.
интенсивно развиваются астрономия и , минералогия, описательная , велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (мшатта,кусейр-амра, каср аль-хейр аль-гарби и каср аль-хейр аш-шарки, хирбет аль-мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
в самарре (столице халифата в 836—892), вытянувшейся вдоль р. тигр, преобладала прямолинейная планировка; сохранились руины построенных из кирпича огромных дворцов и домов знати, имевших прямоугольные дворы и сводчатые приёмные залы, стены которых были покрыты резным орнаментом и полихромной живописью. мечети самарры имели зиккуратообразные минареты.
декоративно-прикладное и изобразительное искусство. в арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.
орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в месопотамии (центры — ракка, самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром.
«тоталитарные режимы в 30-е гг. италия, германия, испания». период, о котором идет речь иногда в европейской называют «межвоенным». для него на первом этапе (2-я половина 20-х годов) была характерна стабилизация в , социальных отношениях, международной жизни. это были годы подъема производства, особенно в новых отраслях промышленности, начавших быстро развиваться в первые десятилетия хх в., - автомобильной, авиационной, , радио- и электротехнической и др. социальные конфликты как будто сокращаются, хотя выступления трудящихся (стачка горняков в в 1926г.) свидетельствовали о существовавших проблемах и противоречиях. международные отношения второй половины 20-х гг. называют «эрой пацифизма». процветание особенно было заметно в сша. даже в странах, принадлежавших к числу победивших в войне, положение многих отраслей хозяйства было трудным. что же касается побежденных – германии, италии и др. то им стоило большого труда восстановить довоенный уровень производства, а уровень жизни населения в каждой из этих стран еще многие годы после войны оставался низким.
период стабильности был прерван крахом на нью-йоркской бирже (24 октября 1929 ознаменовавшим начало мирового кризиса. мировой кризис 1929-1933гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. возникла угроза разрушения европейской цивилизации со стороны фашизма.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Рассказ путешествие по византии 7 века