хvш в. в жизни народов европы и америки - это время величайших культурных, социально- и политических сдвигов. в науке эпоха нового времени обычно связьшается с утверждением буржуазных отношений в западной европе. действительно, это важная, социально- характеристика данной эпохи. но в новое время одновременно с этим процессом происходили и другие процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. становление в западной европе эпохи нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. этот сдвиг получил название модернизации.
модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. в сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. в социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который к преоб их положению в жизнедеятельности общества. в политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. в духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным божественным законам. человек нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.
государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. неслучайно новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. в целом можно сказать, что новое время создало нового человека. человек нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.
просвещения. идейной основой модернизации общественной жизни в новое время стала идеология просвещения. xviii в. в европе также называют эпохой просвещения. деятели эпохи просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, и политике. они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
философской основой мировоззрения эпохи просвещения был рационализм. идеологи просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. на этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. существенную черту идеологии эпохи просвещения отмечал ф. энгельс: "великие люди, которые во франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни бьшо рода они не признавали. религия, понимание природы, государственный строй -все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было, предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего" (маркс к., энгельс ф. соч. т. 20.- с. 16).
европа хуш в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. народы европы отличались по уровню развития, политической организации, характеру культуры. поэтому идеология просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.
в наиболее ярких, классических формах идеология просвещения развивалась во франции. французское просвещение xviii в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. французская и французский язык сделались модными в европе, а франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
крупнейшими представителями французского просвещения были: вольтер (франсуа мари аруэ), ж.-ж. руссо, ш. монтескье, п.а. гольбах, к.а. гельвеций, д. дидро.
почти все законы, по которым жили османы много веков были созданы мехмедом завоевателем. эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда мехмед iii по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в мраморном море.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Талейран в период реставрации сказал о бурбонах: "они ничего не забыли и ничему не научились (в изгнании)". какие события эти слова?