Древние тюрки домусульманского периода поклонялись силам природы. "основой религии древних тюрков было поклонение небу (тенгри) и земле (земле-воде, йер-суб). в этой паре божественных сил основным было небо. именно по воле неба правили каганы, которые именовались "небоподобными и на небе рожденными" по воле неба тюрки одерживали победы или терпели следующим по значению было женское божество умай — покровительница очага и детей». образ умай тесно связан также с культом огня, т. к. древние тюрки верили в чудодейственную очищающую силу огня и именовали ее "от ана" —. "мать огонь". так, византийский посол земарх «лишь после очищения был допущен к тюрскому хану". окружающий мир, земля, вода, горы, как считали древнетюркские племена (огузы, кимаки, карлуки), населены духами, задабривая которых, им приносили жертвы. древние тюрки видели мироздание в четырехугольном измерении — "торт булун", т. е. "четыре стороны света", называемые "ильгеру" (восток), "курийа" (запад или назад), "берийе" (середина дня — юг), "йырайа" (середина ночи - север). многочисленность своего народа и обширность своих владений бильге-каган в эпосе "кюль-тегин" описывает так: вперед - на восходе солнца, справа - середина дня, назад - на заходе солнца, слева - середина ночи, все эти народы подчинялись мне. а в эпосе "огузнаме" могучий богатырь тюркоязычных народов полководец огуз-каган нарек своих детей именами: аи (месяц, луна), кун (солнце, светило), жулдыз (звезда, планета), кок (голубое, небо), тау (гора), тениз (море), что также свидетельствует о поклонении силам природы. во время военных походов во главе многотысячного войска огуз-батыра, указывая путь, шел кокжал-бори -матерый волк. древние тюрки почитали и преклонялись волку, он считался священным тотемным животным. ему приносили жертвы, изображение волка украшало племенные, государственные флаги и знамена. мироздание по зороастрийской религии состоит из двух противоположных начал: силы добра и силы зла, царства света и царства тьмы. между этими двумя началами идет вечная непримиримая борьба. в домусульманских верованиях заметное место занимали традиции шаманизма, реликты которого обнаруживались до недавних времен у современных тюркоя-зычных народов. также был развит культ предков, поклонение аруахам (духам). наряду с собственными религиозными верованиями среди тюркоязычных племен, населявших территорию казахстана и средней азии, были широко распространены и другие мировые религии: христианство, манихейство, буддизм. последнее было особенно популярно среди аристократов и тюркской знати эпохи каганата. в результате экспансии арабов с конца ix века началась насильственная исламизация тюркоязычного населения казахстана и средней азии. ислам стал проникать во все сферы общественно-политической и культурной жизни: язык, , письменность, политику и государственное . но процесс исламизации был неравномерен на обширной территории казахстана: влияние его было интенсивно лишь на юге, в других же регионах ислам укреплял свои позиции, как известно, медленнее. таким образом, на протяжении столетий в результате взаимодействия двух религий - домусульманского верования и ислама - происходил их синтез, взаимообогащение и взаимовлияние, отразившиеся на культурных, традициях как казахов, так и других родственных тюркоязычных народов. 2.ислам христианство шуфизм, буддизм ,зороостризм,иудаиз
esnails17
21.10.2022
Одним из главных этапов развития культуры на руси является принятие христианства. появились первые монастыри и школы, работающие при церкви. на территории руси начались строительства храмов из камня. в х веке приступают к строительству десятинной церкви, которая, к сожалению, не сохранилась до сегодняшних дней. в xi веке в городе киев сооружают софийский собор, а приблизительно в то же время спасо-преображенский в городе чернигов. строительство храмов набирает обороты. в городе владимир возводят сразу два собора: дмитриевский и успенский. а недалеко от дмитриевского собора строят храм покрова на нерли. церковь спаса на нередице занимает свое место в новгороде, а георгиевский собор появляется в юрьеве-польском. на ярославовом дворище приступают к строительству собора святого николы. одним из главных памятников живописи по праву считают киевский софийский собор. главные его достопримечательности – фрески. в соборе находятся такие памятники живописи как иконы «спас нерукотворный» и «георгий воин» , мозаики «святые лаврентий и василий» и «дмитрий солунский» .
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
По какому принцепу образованы ряды? а)песни, сказки , былины. б) десятичная церковь, софийский собор (незнаю что дальше вроде все)
это культура киевской руси