русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. руководили ими представители знати.
вечевые собрания, являвшиеся элементом народного , свидетельствуют о наличии демократии в государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. по мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. к середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
в государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими . в практике государством князья опирались на собственное право.
в суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. каждая из сторон доказывала свою правоту. главную роль играли показания свидетелей. князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.
законодательство формировалось по мере укрепления государственности. первый свод законов, дошедший до наших дней, - « правда», составленная во времена княжения ярослава мудрого на основе еще более древнего свода законов.
документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. по гражданским делам « правда» устанавливала суд двенадцати выборных.
закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. применялась практика денежных штрафов. « правда» пополнялась новыми статьями во времена правления ярославичей (вторая половина 11 в.) и владимира мономаха (1113-1125 гг.)
в правление сына рамсеса ii фараона менептаха (предположительно около 1210 г. до н. э.) в фивах была установлена стела, описывающая его военные походы, в том числе и подавление восстания в (принадлежавшем египту со времён тутмоса iii) ханаане: «уведён был [город] ашкелон, схвачен был [город] газру, [город] иеноам сотворен несуществующим, [народ] исриар (израиль) опустошен, нет зерна его».
первые древнееврейские племена (колена) предположительно появляются в восточном средиземноморье около 1200 года до н. э.[2] cамые древние обнаруженные здесь 250 еврейских поселений (причём не на разрушенных ханаанских городищах, как утверждается в книге иисуса навина, а на незаселённых прежде возвышенностях)[3].
согласно библии, иисус навин вёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом подвергая всё население поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей, находившему себе оправдание в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. завоевание якобы было исполнено в семь лет, и завоеванная земля была разделена между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцатиродоначальников, сыновей иакова), с выделением из них тринадцатого колена левиты на священное служение.
после смерти иисуса навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. это разделение естественно ослабило народ политически, и он стал поддаваться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться идолопоклонстом (культ ваала и астарты). этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.
от этих бедствий народ был избавлен старейшинами и вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно пророчица девора, гедеон и самсон, гроза филистимлян. несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. среди избранного народа почти совсем забыта была его религия, и на место её явились суеверия, распространявшиеся бродячими левитами.
внутреннее беззаконие и всеобщее довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (суд. 21: 25). при таком положении еврейскому народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй самуилом. своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. деятельность их развивалась и крепла по мере хода жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Эволюция государственности в 10-12 в. значение реформ ольги проблема особенностей социального строя древней руси.