церковь в период раннего средневековья
важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. в условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств западной европы. церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. в условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях библии. вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что могли привозить купцы в суздаль в 13 веке?
в старину на руси говорили: «лишнее не бери, карман не дери, души не губи», ибо божьим наказанием считали не бедность, а богатство. заповеди нестяжательства непреложно следовало купечество. деньги для купцов были не путём к наслаждению, а средством служения людям, родине. примером тому являются известные меценаты третьяков и мамонтов, строганов и демидов… однако в их тени долго оставались провинциальные купцы – простые люди с мозолистыми руками и добрыми глазами. тихо, как ежедневную работу, творили они добрые дела и, как писал о них горький, «веками несли россию на своих плечах».
купечество составляло значительную и важную прослойку населения суздаля. в конце xviii века представителей купеческого сословия было более 1500 человек. особенно активно купечество было в xvii-xviii вв., когда город был известным центром транзитной торговли ярославского и нижегородского направления. в конце xviii столетия в суздале числилось более 1000 представителей купеческого сословия.
строительство в конце xviii века шоссейной, а затем во второй половине xix века железной дороги москва – нижний новгород оставило суздаль в стороне от основных путей, что заставило наиболее предприимчивых купцов искать для жительства и торговли более перспективные места. многие из них уехали в москву, иваново-вознесенск, санкт-петербург и другие города. значение суздаля как торгового центра упало, сократилось и численность суздальского купечества.
в начале xix века здесь проживало около 400 купцов и членов их семей, торговавших не только в суздале, но и за его пределами.
в начале xix века суздальские купцы строят большой каменный гостиный двор, в котором было более 100 лавок. но в течение xix в. торговая деятельность в суздале идёт на убыль в связи с развитием путей сообщения, которые обошли суздаль стороной.
к кон. xix в. в суздале осталось только 140 купцов, при этом многие из них не каждый год выкупали гильдейские свидетельства (разрешение вести торговлю). купцы стали заниматься преимущественно розничной торговлей, мелким текстильным, кожевенным и колокололитейным производством, содержанием постоялых дворов и харчевен, а также огородным промыслом. тем не менее, значение суздальских купцов в развитии города было весьма заметно: они часто избирались на различные выборные должности, гласными (депутатами) в городскую думу, чаще других занимали должность городского головы, директора общественного банка, городского ломбарда, были председателями и членами попечительских советов учебных заведений, больницы и социальных учреждений, церковными старостами. занимались благотворительной деятельностью.
билет
из суздальской градской общей думы дан сей билет суздальскому купцу василию иванову сыну шишкину в том, что по силе учиненного минувшего сентября 29 числа от строящих в городе суздале в гостином дворе каменные лавки хозяев купцов и мещан общественного приговора досталась вам по жеребью в том гостином дворе в передней линии щепетинного ряду под № 39 лавка в смежности лавок суздальских 2-ой гильдии купца герасима афанасьева сына биркина, а по другую малолетнего купеческого сына алексея белина, которая лавка выбранными от них хозяев расценщиками положена в 485 рублей и сверх сложенных на строение одной по десяти приговорам 450-ти рублей суммы составляет 35 рублей, которые деньги от вас в здешнюю градскую думу внесены и следуют оные на раздачу прочим хозяевам тем коим достались расценённые ниже сложенной по оным десяти приговорам цены. в чём для надлежавшего и бесспорного тою лавкою владения сей билет вам купцу шишкину и дан:
градской голова лука ермолин
гласный андрей пахомов
гласный козьма ульянов
гласный яков мешков
у сего билета владимирской губернии
суздальской градской общей думы печать
октября 4 дня 1811 года.