арабская наука в начале своей развивалась под влиянием древнегреческой науки и под влиянием и во взаимодействии с современной ей высокоразвитой наукой народов средней азии, закавказья, индии, персии, египта, сирии.
дальнейшее развитие арабской науки обуславливалось потребностями производства и военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. арабская наука, как и арабская культура вообще, сосредоточивалась в достаточно широкой в то время сети образовательных учреждений. школьное образование возникло после арабских завоеваний, когда арабский язык распространился как язык администрации и религии. начальные школы при мечетях (мектебы или кюттабы) существовали уже с viii века.
с развитием филологических и естественных наук в багдадском халифате, а затем и в других арабских государствах возникают научно-учебные центры: начиная с viii века грамматические школы в басре, куфе и багдаде. в 830 году в багдаде была создана академия «дар аль-улюм» («дом наук»). в 972 году вкаире был основан университет аль-азхар. высокого развития достигло образование на арабо-пиренейских землях. в x веке в одной только кордове было 27медресе, где преподавали медицину, , астрономию и философию.
заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали запада, став, таким образом, будто мостом между античностью и современной цивилизацией. произведения евклида, архимеда и птолемея стали известны западной европе арабам. труд птолемея «мегале синтаксис» («великое построение») известно западной европе в арабском переводе как «альмагест». имея представление о шарообразности земли, арабы в 827 году в сирийской пустыне измерили дугу меридиана для определения размеров земного шара, исправили и дополнили астрологические таблицы, дали названия многим (вега, альдебаран, альтаир). в багдаде, самарканде и обсерватории. позаимствовав индийскую цифровую систему, арабские ученые начали оперировать большими числами, от них пошло понятие «», употребленное впервые среднеазиатским аль-хорезми (780—850). ал-баттани (850—929) разработал тригонометрические функции(синус, тангенс, котангенс), а абу-л-вафа (940—997) сделал ряд открытий в области и астрономии. использовав труд галена игиппократа, арабские ученые развили медицину, изучили лечебные свойства ряда минералов и растений. ибн-аль-байтар дал описание более 2600 лекарств и лекарственных и других растений в алфавитном порядке, в том числе около 300 новых. медицинские знания арабов были сведены в одно целое хирургом госпиталя в багдаде мухаммедом ар-рази (865—925) и ибн синой (980—1037), произведение которого «канон врачебной науки» стал настольной книгой западноевропейских врачей xii—xvii веков. арабская офтальмология имела близкое к современному представление о строении глаза. ряд открытий с фармакологической сделал джабир ибн хайян (721—815). арабы ознакомили народы разных стран, в том числе и западной европы, с совершенными изделиями из железа, стали, кожи, шерсти и т. д., позаимствовали у китайцев компас, порох, бумагу, завезли в западную европу коноплю, рис,тутового шелкопряда, краску индиго; позаимствовали в китае и продвинули далеко на запад культуру хлопчатника; впервые начали производитьтростниковый сахар, акклиматизировали большое количество садовых и сельскохозяйственных культур.
значительные успехи были достигнуты в развитии и наук. аль-вакиди (747—823), белазури (820—892) написали первых завоевательных походов арабов, а мухаммад ат-табари (838—923), аль-масуди (ум. 956), ибн кутайба (ix век) и другие собрали сведения по всеобщей и ценные данные о жизни разных народов. ибн хальдун (1332—1406) стал первым в мире учёным, рассматривавшим процесс с социологической точки зрения
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как разделяли труд 40 тысяч лет назад мужчины и женщины